АвтоВАЗ докатился
В 2014 году тольяттинский завод получил убыток 25,4 млрд рублей
Убыток АвтоВАЗа в 2014 году составил 25,4 млрд рублей, что в 3,7 раза больше, чем в 2013 году. На заводе отрицательные результаты связывают с неоперационными факторами и сложной экономической ситуацией, в которой находится страна. В то же время президент компании Бу Андерссон заявил, что результаты 2014 года «не вносят никаких поправок в амбициозный план развития предприятия». Аналитики практически уверены в том, что в 2015 году АвтоВАЗ останется убыточным.
Вчера АвтоВАЗ объявил о финансовых результатах за 2014 год по стандартам РСБУ. Как говорится в сообщении пресс-центра компании, чистый убыток АвтоВАЗа составил 25,4 млрд рублей. Это в 3,7 раза больше, чем в 2013 году (6,9 млрд рублей).
В то же время выручка АвтоВАЗа в 2014 году по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 8,1%, до 189,4 млрд рублей (175,2 млрд рублей в 2013 году). Согласно сообщению компании, снизился также операционный убыток: он составил 5,7 млрд рублей (12,9 млрд рублей в 2013 году). Отрицательная операционная маржа составила 3%.
В 2014 году АвтоВАЗ произвел 511 894 автомобиля. Производство автомобилей и машинокомплектов в 2014 году снизилось на 4,26%. В целом по российскому рынку доля АвтоВАЗа по итогам года составила 16,6%. Отметим, что в январе объем продаж компании упал на 26%, до 17,5 тыс. машин, что сопоставимо с уровнем января 2010 года. Тогда результаты АвтоВАЗа называли «худшими за все время кризиса».
Вчера финансовые результаты 2014 года опубликовал также французский автоконцерн Renault. Согласно документу, по итогам прошлого года доля в АвтоВАЗе принесла Renault €182 млн убытка, тогда как в 2013 году он составил €34.
На АвтоВАЗе ухудшение финансовых результатов связывают с неоперационными факторами. Это расходы от курсовой разницы по валютным обязательствам, создание резервов под обесценение финансовых вложений, инвестиций и прочих активов, а также эффект от аннулирования сделки по продаже доли в Волжском машиностроительном заводе. «Важно то, что полученный операционный убыток отражает трудные экономические условия, в которых сейчас находится Россия. Однако я рад, что мы добились улучшения ключевых операционных показателей. За год мы вдвое увеличили выработку автомобилей на одного работника, решили немало важных проблем и существенно улучшили показатели качества», — цитирует президента АвтоВАЗа Бу Андерссона пресс-центр компании.
Господин Андерссон также заявил, что результаты 2014 года «не вносят никаких поправок в амбициозный план развития предприятия». «Успешная реализация программы сокращения затрат помогла снизить операционный убыток 2014 года на 7,2 млрд рублей. Программа оздоровления предприятия приносит результаты. Мы не можем предсказать, как поведет себя рынок, но, будучи клиентоориентированной компанией с возросшими производственными показателями накануне запуска в этом году моделей Lada Vesta и Lada X‑Ray, АвтоВАЗ рассчитывает выйти на операционную прибыль по итогам 2015 года», — цитирует Бу Андерссона пресс-центр компании. Напомним, ранее он заявлял, что в 2015 году АвтоВАЗ планирует получить 5 млрд рублей прибыли.
Солидарен с президентом АвтоВАЗа глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, слова которого также приводит пресс-центр автопроизводителя. «АвтоВАЗ, безусловно, является ключевым предприятием для автомобильной отрасли страны. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, он продемонстрировал рост выручки в 2014 году и по-прежнему намерен увеличить долю на внутреннем рынке до 20%, выйти на уровень операционной прибыльности 6% и обеспечить положительный свободный денежный поток. Основное внимание в 2015 году будет сосредоточено на выпуске новых моделей автомобилей, востребованных рынком, за счет чего автоконцерн сможет нарастить объемы продаж», — считает господин Чемезов.
Аналитики отмечают, что финансовые результаты АвтоВАЗа были ожидаемыми и в целом выглядят лучше, чем прогнозы. «Очевидно, что, несмотря на град критики в адрес нынешнего менеджмента во главе с господином Андерссоном, компания выдержала сильнейший удар, не без потерь, но все же пока что тольяттинский автогигант держится, хоть и не без помощи государства. Очевидно, что не последнюю роль в этом сыграл успех программы утилизации, запущенной в конце прошлого года и совпавшей по срокам с бумом спроса на пике девальвации рубля. Рост продаж, вызванный совпадением по срокам, позволил хотя бы частично нивелировать спад спроса на протяжении всего года», — объясняет директор аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа.
По мнению экспертов, в текущем году АвтоВАЗу, скорее всего, не удастся выйти на прибыль. «В финансовых результатах компании по итогам 2014 года мы видим сразу несколько факторов, которые продолжат оказывать негативное влияние и в 2015 году. Во‑первых, рост долгового бремени из-за того, что многие займы были взяты в иностранной валюте. Во‑вторых, конечно же, речь идет о падении автомобильного рынка почти на 20%. Полагаем, что в 2015 году эта тенденция действительно получит продолжение, в ходе которого будет производиться поиск уровней, с которых в 2016–2017 году можно будет начать планомерный рост. В такой ситуации АвтоВАЗ, скорее всего, сократит чистый убыток, но выйти на хотя бы символическую прибыль компании будет очень сложно», — говорит аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко.
Аналитик «Альпари» Анна Кокорева не исключает, что АвтоВАЗ может «выйти в ноль» по итогам года благодаря реализации программы утилизации. «Она поддержит спрос на отечественные автомобили в условиях его снижения. Предыдущий опыт показал, что в 2010 году по итогам программы уровень производства легковых автомобилей вырос в два раза (плюс 101,4% к 2009 году). Но в условиях кризиса в 2015 году эти показатели будут меньше», — добавляет госпожа Кокорева.