Клаус Майне (Scorpions): не так много групп на свете, которые могут отпраздновать 50-летие
Интервью
БОРИС БАРАБАНОВ побеседовал с фронтменом Scorpions КЛАУСОМ МАЙНЕ о The Beatles, ДНК и российском гостеприимстве.
— С какого конкретно события ведет отсчет своей истории группа Scorpions?
— Группу основал Рудольф Шенкер в 1965 году. У меня тогда была своя группа — The Mushrooms. Мы все играли по клубам в Ганновере и окрестностях. Недавно Рудольф нашел бухгалтерскую книгу своей мамы, где записано, что родители дают ему деньги на покупку инструментов и аппаратуры. Причем было отмечено, что деньги он должен вернуть, когда группа начнет зарабатывать на концертах. Когда Рудольф нашел эту запись, он отправился к нашему менеджеру и сказал: «Не так много групп на свете, которые могут отпраздновать 50-летие».
— Теоретически ведь вы вполне могли видеть The Beatles, когда в начале 1960-х они играли в Гамбурге. Гамбург не так далеко от Ганновера…
— Это сейчас так кажется. Сейчас это соседняя дверь. Но тогда, особенно для подростков, это был другой конец земного шара. Так что The Beatles в Гамбурге никто из нас не слушал. И все же я мог их видеть в тот период. Дело в том, что певец Тони Шеридан, которому они аккомпанировали и даже записали с ним несколько песен, на волне популярности гамбургского Star-Club начал гастролировать по Германии. И с The Beatles в качестве аккомпаниаторов он выступал в Ганновере. Так что я мог видеть The Beatles, не зная, что это The Beatles.
— В самом начале Scorpions много экспериментировали. С вами работал модный продюсер Конни Планк, вы пробовали свои силы в краут-роке и прогрессив-роке. В какой момент вы поняли, что наконец-то нашли свой стиль — тот, по которому мы узнаем вас сейчас?
— Наверное, это чувство появилось, когда мы записывали альбом «Fly To The Rainbow» (1974). Формула сочинения песен Шенкер—Майне впервые проявилась именно там, в балладе «Fly People Fly». Мы почувствовали, в чем наша сила. В этот же период нашим продюсером стал Дитер Диркс. Он увидел наш потенциал и понял, что певец в этой группе может не только кричать, но и петь. И уже в альбоме «In Trance» (1975) ДНК Scorpions присутствует в полной мере.
— У вас в мае будут концерты в 11 городах России. Они все готовы вас принять?
— Мы постараемся показать наше новое шоу во всем его великолепии во всех городах. Может быть, где-то придется пойти на маленькие компромиссы, но мы идем на них не только в России, но и в Германии, если, например, нужно сыграть сет на большом фестивале, где сцену делят много групп. В итоге самое главное — это песни, они решают все дело. Но я могу сказать, что по сравнению с площадками, на которых мы играли в России десять лет назад, сейчас все гораздо лучше и комфортнее. И наши давние партнеры — организаторы тура из компании SAV — очень профессиональные люди.
— Вы можете привести какой-либо особенно яркий пример русского гостеприимства?
— В Новосибирске у нас был один поклонник — немецкий консул. Сейчас его отправили куда-то в Азию. Он всегда тусовался с нами, когда мы были в городе. И вот однажды мы сидели на кухне его дома за столом с едой и напитками, вокруг было много людей из консульства и его русских друзей. И один из его друзей, Марк, взял гитару и стал играть какие-то русские песни. Это было так эмоционально! Такое сильное проявление русской культуры! Он бывает на наших концертах. Мы иногда переписываемся, обмениваемся эсэмэсками. Но эта картинка — он, играющий на кухне,— она всегда в моем сердце.
— Ваш фильм «Forever And A Day» — это обычный фильм с гастролей?
— Это фильм о немецкой группе, которая объездила со своей музыкой весь мир. Режиссер Катя фон Гарнье и ее команда были с нами рядом с 2010 по 2012 год. Она прошла с нами не только моменты триумфа, не только побывала за кулисами, но и запечатлела тяжелые моменты — например, когда у меня были проблемы с голосом и концерт в Париже был на грани отмены или когда у меня и бас-гитариста Павла Мончиводы умерли матери. Катя пыталась понять, как артист может справиться с такой трагедией, понимая, что его работа — идти и развлекать людей. Когда моя мама умерла, ей было 92 года, она всегда очень хорошо меня понимала. Кроме съемок Кати в фильме есть архивные съемки ранних 1970-х, сделанные на камеру Super8 нашим гитаристом Ули Джоном Ротом. В общем, это настоящее большое кино, которое будет интересно даже тем, кто не знает Scorpions. Мы полны оптимизма — фильм выйдет в мировой прокат в марте 150 копиями.
— На днях выходит и новый альбом Scorpions — «Return To Forever». Фаны вовсю обсуждают те треки, что уже доступны в интернете. Многие пишут, что группа «пыталась воспроизвести свой старый звук». Это так?
— На этом альбоме есть как совсем новые песни, так и те, что мы сочинили еще в 1980-е, но доделали только сейчас. Но мы старались, чтобы все они соответствовали сегодняшним стандартам звучания. Такой идеи — звучать плохо — у нас никогда не было! Так что вряд ли кто-то сможет распознать, где у нас на альбоме старые песни, а где новые.