Живописное подполье
"Ленинградский андеграунд" показали в Новом музее
Выставка живопись
Картины с легендарных выставок 40 лет спустя в Новом музее на выставке "Ленинградский андеграунд" рассматривал и вспоминал ПАВЕЛ ГЕРАСИМЕНКО.
Прошедший и нынешний годы отмечены очередным юбилеем, важность которого с годами все не уменьшается: 40 лет назад возникло движение художников-нонконформистов — тех, кто не входил в официальный Союз художников с его обязательной (по крайней мере на словах) приверженностью соцреализму. Выставка в петербургском Новом музее посвящена трем годам, ставшим решающими для современного русского искусства, историю которого можно отсчитывать с этого времени. События сменяли друг друга и шли плотной чередой в Москве и Ленинграде с осени 1974-го по лето 1976-го. Первой была выставка московских художников на пустыре в Беляево в сентябре 1974 года — из-за способа, каким ее разгоняли, она вошла в историю под названием "бульдозерной". А уже через три месяца последовал разрешенный властями большой показ работ ленинградских нонконформистов в ДК имени Газа, который собрал 52 авторов и длился четыре дня.
Инициатор нынешнего проекта в Новом музее Исаак Кушнир был одним из тех, кто на морозе стоял на эту выставку в очереди, начинавшейся прямо от выхода из метро "Кировский завод". По собственному признанию, он увлекся искусством именно благодаря увиденному тогда — стал коллекционером, а затем решил сохранить память о художниках в серии альбомов "Авангард на Неве", где за последние 15 лет вышло больше 40 книг.
В залах Нового музея более 200 работ, которые поместились плотной, почти шпалерной развеской, что идет только на пользу представленному искусству и соответствует духу времени, когда на ограниченные площади выставочных стендов надо было вместить как можно больше картин. Первый выход на публику мог оказаться и последним, так что история о художнике, пришедшем на открытие выставки с сухарями и тюремной скаткой, которая воспринимается сейчас анекдотически, была характерной чертой тогдашней действительности.
Выставка несет понятный отпечаток вкусов и пристрастий своего куратора, но все же Исаак Кушнир верен идее формирования экспозиции из произведений тех лет и, насколько это возможно, старается выдерживать исторический принцип — всего несколько авторов представлены поздними работами 1990-х или же последних годов. Хотя много произведений есть в Русском музее, Музее истории города или петербургском "Манеже", практически все в Новом музее собрано из частных коллекций. Есть две картины Михаила Шемякина, не принимавшего участия в тогдашних событиях, как и художники из "Ордена нищенствующих живописцев" во главе с Александром Арефьевым, которые проявляли в те годы стойкий даже на общем фоне нонконформизм, но без всех них "Ленинградский андеграунд" был бы неполным.
Те самые исторические работы, висевшие в залах ДК,— в экспозиции их около 30 — помечены почему-то квадратиком красного цвета рядом с этикеткой, как на арт-ярмарках обозначают продажу. Конечно, искусство этого времени давно приобрело статус "нового антиквариата" и стало предметом внимания коллекционеров и галерей: только в Петербурге на нонконформистах специализируются, не считая самого Нового музея — публичной коллекции мецената Аслана Чехоева, две крупные галереи.
Сейчас трудно это представить, но художественная мода в Ленинграде 1970-х годов едва ли не поровну делилась между русским сезаннизмом, воспринятым через группу "Круг" и других художников 1930-х годов, и анилиновым сюрреализмом. Тем заметнее в экспозиции отдельные мастера, сформировавшиеся оригинальные художники, уже в эти годы нашедшие свой художественный язык. Зрительское внимание на выставке мощно притягивают Юрий Дышленко, Игорь Иванов, Евгений Михнов-Войтенко, Владимир Овчинников, Евгений Рухин.
Именно смерть Рухина при пожаре в мастерской в мае 1976 года знаменовала конец важного этапа в ленинградском неофициальном искусстве: 1 июня художники попытались выйти с картинами к Петропавловской крепости, но были задержаны милицией. В следующие два года в эмиграцию уехали десятки участников выставок в ДК имени Газа и "Невском".
Портреты почти всех участников в каталоге, также вышедшем под маркой "Авангард на Неве", взяты с групповых фото, сделанных на тех самых двух выставках. Первое поколение петербургского современного искусства выглядит на этих фотографиях таким, каким и должно быть: успешные вместе с мало кому теперь известными, молодые — и все в ожидании будущего.