Страховая турбулентность
Рынок страхования продолжает стагнировать. По итогам 2014 года на общий фон снижения макроэкономической деятельности повлиял специфический отраслевой кризис, связанный с ОСАГО. Участников рынка держит в напряжении более жесткий контроль, который установил новый регулятор на базе ЦБ РФ. Но они полагают, что в новом году достаточно возможностей для роста за счет развития онлайн-страхования, а также таких маржинальных видов, как страхование жизни и имущества физлиц.
По выражению аналитиков «Росгосстраха», на отечественном рынке в 2014 году «разворачивались драматические события». Наблюдался резкий рост убыточности в добровольном и обязательном автостраховании, негативное развитие получила судебная практика в силу применения «Закона о потребителях» (усилились позиции так называемых «автоюристов» – посредников в защите участников ДТП, отвлекающих на себя финансовые возможности рынка). По данным «Ингосстраха», в 98,6% всех судебных споров с применением закона о защите прав потребителей суды становились на сторону страхователей.
РЫНОК СОВСЕМ ЗАВОЛОТИЛСЯ Симметрично падению курса нацвалюты рухнула рентабельность бизнеса, подталкиваемая падением платежеспособного спроса на услуги, сокращением программ страхования в ряде отраслей. Санкционные ограничения сделали проблематичным получение привычной защиты на перестраховочном рынке. С другой стороны, появились ростки позитива: началась долгожданная реформа ОСАГО с повышением тарифа, сложилась реальная перспектива создания системы массового страхования жилья. Правительство в декабре поддержало законопроект Минфина, который регулирует порядок оказания помощи гражданам, чье имущество пострадало в чрезвычайных ситуациях. Впервые был применен принцип, увязывающий объем госпомощи гражданам с наличием полиса страхования жилья. Кроме того, законопроектом, подготовленным Минфином и также обсужденным в правительстве, уточнены стандарты страхования выезжающих за рубеж. Законопроект был внесен в Госдуму в последние дни 2014 года.
Определены планы в агростраховании с господдержкой, началось обсуждение изменений в добровольном и обязательном медицинском страховании. Российским союзом автостраховщиков (РСА) была утверждена единая методика оценки восстановительного ремонта. Документ утвердили ЦБ и Минюст, им будут руководствоваться суды при рассмотрении споров в сфере ОСАГО. Согласно предварительным данным «Интерфакс-ЦЭА», объем поступивших премий по итогам 2014 года приблизился к 1 трлн руб., а прирост рынка страхования составил около 8-8,5% по сравнению с 2013 годом. Но аналитики «Росгосстраха» полагают, что при инфляции около 10% это означает сокращение рынка в реальном исчислении. «Отношение страховой премии к ВВП снизилось – оно составило 1,22% против 1,24% в третьем квартале прошлого года. Торможение в большой степени связано с сокращением расходов населения на страхование. В условиях экономической неопределенности и быстрой девальвации рубля население предпочло сократить расходы на крупные инвестиционные покупки, к которым часто “привязано” страхование в виде необходимого дополнения. Локомотив рынка – страхование жизни, которое обеспечивало ускоренное увеличение премий на протяжении последних лет, сильно сдало в темпах роста. В третьем квартале рост этого рынка составил всего 21% против, например, 63% в четвертом квартале 2013 года», – поясняют аналитики «Росгосстраха».
По оценке территориального директора ОАО «СОГАЗ» в Центральном федеральном округе (ЦФО) Алексея Кириенко, ситуация на рынке страхования Черноземья адекватна общероссийской: наблюдаются замедление темпов роста на фоне негативных тенденций в экономике, снижение рентабельности страховых операций. Высокий рост убыточности продемонстрировали «моторные» виды страхования, и эта тенденция может продолжиться в 2015 году. Сокращаются сборы в сегменте корпоративного страхования – этот процесс уже можно было наблюдать в 2013 году, а в 2014-м ему способствовало увеличение скидки до 30% при обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов, а также прошедшая перерегистрация объектов, после которой у многих из них был понижен класс опасности. По оценке господина Кириенко, в силу разных причин объем премии сократился и в таком социально значимом виде, как обязательное страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами. По-прежнему неактивно используют страховые продукты физические лица и представители малого и среднего бизнеса, поэтому «уровень проникновения добровольных видов страхования в этом сегменте невысок».
Совокупные сборы страховщиков ЦФО по итогам девяти месяцев 2014 года составили 16,9 млрд руб. и выросли по сравнению с аналогичным периодом 2013-го на 14,8%. В то же время около 90% сборов приходится на топ-20 компаний. Среди особенностей рынка ЦФО эксперты отмечают «отсутствие в топ-10 региональных игроков, а также высокую долю ОСАГО в портфеле на фоне высокой убыточности в автостраховании (как в ОСАГО, так и в каско)». Еще одна особенность – «немалая доля кредитного страхования в портфеле страховщиков, что объясняется высокой закредитованностью жителей ЦФО».
Из тенденций 2014 года господин Кириенко отметил наметившийся более консолидированный, несмотря на обострение конкуренции, подход к оценке качества рисков, «в частности, в страховании складских помещений и торгово-материальных ценностей, что выразилось в повышении требований к рискозащищенности объектов». «Всего несколько лет назад такого не было в принципе», – отметил управленец. Другие участники рынка Черноземья, в частности ЗАО «АСКО-Центр» и ОАО «Альфа-Страхование», отказались комментировать ситуацию «в силу ее большой волатильности».
ГЛУШИ МОТОР Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс полагает, что самая большая проблема наметилась с автострахованием – а это, как минимум, 40–50% объема от всего отечественного рынка страхования. В течение десяти лет, что работало ОСАГО, тариф по нему, регулируемый государством, не повышался, несмотря на инфляцию, рост аварийности и ряд других факторов. «Все это привело, с одной стороны, к тому, что выросла убыточность по основному – моторному – виду страхования, обострились отношения между страховщиками и страхователями. Себе в убыток никто работать не будет, и страховщики пытались ограничить этот вид страхования, выплаты по нему, а потребители стали проявлять абсолютно обоснованное нетерпение», – пояснил Игорь Юргенс. По его мнению, повышение тарифа по ОСАГО в октябре минувшего года проблему ослабило, но не решило, поскольку уровень тарифа не покрывает затрат.
По мнению господина Кириенко, на территории макрорегиона ситуация в сегменте моторных видов страхования также наиболее сложная по сравнению с другими видами страхования: «В ОСАГО прирост сборов за девять месяцев этого года составил чуть более 13%, а вот прирост выплат оказался вдвое выше – 26%. Снижаются сборы по каско, и связано это, в первую очередь, с падением продаж новых автомобилей. Так, если за девять месяцев 2013 года сборы составили 3,5 млрд руб., то за аналогичный период 2014-го – чуть больше 3,4 млрд руб. А вот выплаты увеличились заметно, прирост составил 15%, а их уровень в сегменте каско приблизился к 88% от сборов».
На web-конференции для журналистов, посвященной актуальным вопросам развития страхового рынка, организованной ОСАО «Ингосстрах» в ноябре 2014 года, генеральный директор этой компании Михаил Волков напомнил о том, что сообщество страховщиков обосновывало необходимость повышения тарифа ОСАГО на 45%. Но мегарегулятор остановился на максимуме в 30%. С 1 апреля ожидается очередное повышение. Размер его обсуждается. Страховщики настаивают, что курс валюты должен быть учтен при этом. «Чтобы рынок вышел по ОСАГО из кризиса, нам нужно дальнейшее повышение тарифа, несмотря ни на что. Если этого не произойдет, тогда достаточно пессимистичный прогноз о потенциальном банкротстве страховых компаний, скорее всего, реализуется. Без вмешательства государства и конструктивных отношений с мегарегулятором рынок не выберется», – полагает глава «Ингосстраха».
Курс валют существенно сказывается на стоимости полиса каско. Предсказать, что с ним будет в текущем году, аналитики не берутся: «Примерно на 80-85% у нас ремонт автомобилей связан со слабым рублем. Авторемонтные мастерские будут ввозить запчасти по новому курсу, и это, конечно, отразится на средней выплате и, соответственно, на убыточности компаний». Ожидается, что страховщики будут повышать тарифы. Это, скорее всего, приведет к тому, что многие просто не захотят страховаться. Выход из ситуации эксперты видят в предложении страховыми компаниями новых продуктов, которые более справедливы с точки зрения тарификации для клиентов. «Для тех, кто хорошо водит автомобиль, тарифы должны падать. Для тех, кто более убыточен, должны расти. Мы это сможем сделать только с помощью применения новых продуктов франшизы так называемого умного страхования, тарификация которого будет зависеть от того, как человек использует свой автомобиль», – полагает Михаил Волков.
Ряд экспертов считают, что в 2015 году многие страховые компании будут вынуждены уйти с рынка по причине резкого сокращения добровольного автострахования. Причем больше всего проблем возникнет не в Москве или Санкт-Петербурге, а в регионах, где авторынок сократится в первую очередь.
Разочарование в страховом бизнесе нарастает, западные инвесторы уходят из России, отмечают аналитики «Эксперт РА». Страну уже покинули Zurich, Akhmea (бренд «Оранта»), Allianz свернул розницу. Как сообщает пресс-служба ОАО СК «Альянс», компания прекращает продажи и пролонгацию полисов ОСАГО на всей территории России. По данным РИА «Новости», компания «Гута-Страхование», входящая в первую двадцатку крупнейших российских страховщиков и в топ-15 компаний по ОСАГО, прекратила продажу страховых полисов.
Однако, как заявил глава департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук на российском форуме «Будущее страхового рынка», «кризис пока не достиг дна, нам есть еще куда падать». Между тем он отметил, что тарифные меры стабилизации, предпринятые Центробанком в октябре прошлого года, «дадут первые результаты к апрелю». Причем некоторые аналитики полагают, что при всех проблемах именно ОСАГО будет локомотивом. По данным СГ «Уралсиб», даже без учета второй волны повышения тарифов по автогражданке ее доля в совокупном рыночном приросте по итогам 2015 года превысит 50%, а динамика рынка будет в пределах 5–7%, до 1,02-1,04 трлн руб. В случае «апрельского потепления» доля ОСАГО в приросте составит уже более 70%, а объем рынка увеличится еще на три процентных пункта, до 8–10%, или до 1,07 трлн руб. в абсолютном выражении.
У руководителя департамента страхового рынка ЦБ Игоря Жука иное мнение: основными точками роста бизнеса в текущем году ему видятся страхование жизни и имущества физических лиц. Совокупный объем сбора премий российскими страховщиками в этом году по сравнению с прошлым может увеличиться на 5-7%, прогнозируют в ЦБ.
ЖИЗНЬ НА ДНЕ По данным Ассоциации страховщиков жизни, за девять месяцев 2014 года в данном сегменте рынка собрано 82,7 млрд руб., что на 11,5% больше, чем годом ранее, выплаты сократились на 2,6% (до 9,5 млрд руб.). В российском страховании жизни две основные составляющие: собственно страхование жизни и страхование от несчастного случая при кредитном страховании. Выплаты по второму за девять месяцев выросли на 6,8% до 2,9 млрд руб., а вот по первому сократились на 5,9% до 6,7 млрд руб. Сокращение премий ряд страховщиков связывают с реструктуризацией бизнеса, уменьшением кредитного страхования, что объясняется спадом темпов розничного кредитования у банков-партнеров. В Ассоциации считают, что рынок поменял вектор развития с кредитного страхования на инвестиционное страхование жизни и классические накопительные виды.
По мнению аналитиков «СОГАЗ», в Черноземье наиболее быстрорастущими на фоне остальных сегментов по-прежнему остаются страхование жизни (прирост 97% за девять месяцев 2014-го) и от несчастного случая, болезни (прирост за тот же период – 37%). Но и в этих видах страхования темпы роста замедляются из-за снижения объемов кредитования граждан. «В сегменте страхования жизни все большую долю занимает не рисковое (как при кредитовании), а накопительное страхование жизни. Но если страхование жизни за девять месяцев показало невысокую убыточность, то прирост выплат в сегменте от несчастного случая и болезни за этот же период составил более 25% к аналогичному периоду прошлого года», – поясняют в компании.
«Росгосстрах жизнь», как сообщает пресс-служба компании, по итогам девяти месяцев 2014-го обогнала рост рынка страхования жизни в два раза. Увеличение сборов премии по сравнению с аналогичным периодом 2013-го года составило 46,6%. Генеральный директор компании Александр Бондаренко объясняет такую динамику диверсификацией каналов продаж, внедрением передовых информационных технологий и инвестированием в рост компетенций персонала: «Мы ожидаем сопоставимого роста в 2015 году, несмотря на неопределенную рыночную ситуацию».
Территориальный директор «Росгосстрах жизнь» по Воронежской области Жанна Кобзева полагает, что потенциал роста данного вида услуг огромен: «До Европы нам еще далеко. Если в России зона проникновения страховых полисов – 3%, то в странах Евросоюза – от 90%. В той же Чехии, к примеру, уже при регистрации новорожденного его родители сразу заключают договоры страховки от разных рисков. Мы должны сформировать подобную культуру. В усложнившихся экономических условиях важность страхования возрастает по причине непредсказуемости завтрашнего дня. Людей увольняют, сокращаются доходы, а “подушки безопасности” они вовремя не создали». По мнению спикера, изменит ситуацию со страхованием в сторону динамики его развития вступивший в силу с 1 января закон о налоговых вычетах, предоставляемых при страховании жизни.
Аналитики «СОГАЗ» также считают страхование жизни перспективным направлением и для государства («длинные деньги»), и для граждан, и для страховых компаний. Территориальный директор компании в ЦФО Алексей Кириенко указывает и на позитивную тенденцию роста сборов на территории Черноземья по страхованию имущества физлиц (за девять месяцев 2014 года прирост 36%).
Конечно, никто из участников рынка не обратил внимания на колоссальные репутационные издержки, которые возникли у страховщиков в результате борьбы за дорогое ОСАГО, из-за навязывания дополнительных услуг автовладельцам. Очевидно, что неотвратимость услуги, точнее ее покупки, позволяет страховщикам самые смелые решения по отношению к клиентам (к примеру, перевод офисов из столиц регионов в пригородные поселки). Но в таком случае возникают вопросы к объективности прогнозов компаний, правильности выбранных ими направлений. В неофициальных разговорах сами представители компаний не скрывают, что цивилизованный рынок страховых услуг должен строиться именно на добровольных услугах, а не навязанных. И к этому многие его участники обещают стремиться.