Карт-шанс
Правительство просит город ввести электронный проезд синхронно
Вопрос внедрения электронной оплаты проезда в Перми вновь откладывается. Городские власти вышли с предложением о выделении 33 млн руб. на приобретение аппаратно-программного комплекса в собственность муниципалитета. Этот вопрос предполагается рассмотреть на ближайшем заседании гордумы. Между тем краевые власти вновь предостерегают городских чиновников от принятия поспешных решений и предлагают заключить двустороннее соглашение о синхронизации процессов. В правительстве обещают, что постановление о внедрении электронных социальных проездных документов (СПД) будет подписано до начала марта, а сам проездной можно будет внедрить в июле.
До начала марта правительством края будет принято постановление 739-П, регулирующее внедрение электронных социальных проездных документов. Об этом министр транспорта Пермского края Алмаз Закиев сообщил на этой неделе в рамках заседания общественного совета по транспорту. Его заместитель Денис Молодых уточнил, что процесс будет синхронизирован с городскими властями, с которыми будет заключено соответствующее двустороннее соглашение. Как пояснили „Ъ“ в Минтрансе, соглашение сейчас находится у города на рассмотрении. «Если соглашение подпишут до конца февраля, то проездной внедрят с 1 июля», — уточнили в Минтрансе. Подробности соглашения пока не раскрываются.
«После подписания постановления правительства Пермского края №739-П город совместно с краем приступит к рассмотрению двустороннего соглашения, — подтвердили „Ъ“ в пресс-службе администрации Перми. — Вместе с этим продолжается подготовка к внедрению электронной оплаты системы проезда на городском уровне. В городскую думу внесено предложение об изменении в бюджет, предусматривающее выделение средств на приобретение аппаратно-программного комплекса в собственность муниципалитета. Ранее планировалось отдать эту функцию на аутсорсинг». Как выяснил „Ъ“, необходимая на эти цели сумма составит 33 млн руб. Рассмотрение вопроса планируется на февральской гордуме.
Напомним, вопрос о внедрении электронных проездных документов обсуждается в крае уже давно. Особенно на этом настаивают депутаты Пермской городской думы, которые считают, что электронный учет пассажиров позволит контролировать денежные потоки в транспортной отрасли и тем самым уменьшит затраты на субсидирование городских перевозок из бюджета. Однако запуск системы откладывался уже несколько раз. В последний раз администрация Перми пообещала внедрить систему 1 апреля 2015 года. Депутаты гордумы предлагали наделить функцией оператора муниципальной системы электронной оплаты проезд МБУ «Гортранс». В прошлом году муниципальное учреждение объявило аукцион на поставку инициализированных пластиковых бесконтактных смарт-карт. За 3,6 млн руб. победитель должен был поставить 65 тыс. карт для работы с автоматизированной системой учета социальных проездных. Но «Гортрансу» так и не удалось провести аукцион.
Процесс был заблокирован краевыми властями, которые решили, что центр обработки транспортных транзакций, который будет фиксировать пассажиров, пользующихся электронными проездными, должен быть создан на базе ПКГУП «Автовокзал». Но соответствующее постановление с тех пор так и не было принято. Между тем ПКГУП «Автовокзал» ранее уже заявляло, что конкурсная документация для поиска оператора данной системы уже подготовлена. По данным „Ъ“, процесс блокирует министерство финансов, которое опасается, что внедрение электронных СПД может увеличить расходы бюджета на покрытие выпадающих доходов перевозчикам.
Пока городские и краевые власти ищут компромисс, в Перми ООО «Прокарт» в августе прошлого года начало внедрять систему электронной оплаты проезда. Договоры на оказание услуг с этой компанией заключили перевозчики из крупнейших городских НП — «Единый союз перевозчиков» и «Автолидер». На данный момент система «Один билет» (предоставляется ООО «Прокарт») установлена почти в трехстах пермских автобусах. Это более 35% от всех транспортных средств, перевозящих пассажиров в Перми. В среднем в день по картам осуществляется порядка ста поездок. Кроме того, на ряде маршрутов работает система, внедренная компанией «Гольфстрим».
Председатель комитета по городскому хозяйству Пермской гордумы Вячеслав Григорьев отметил, что вопрос о внедрении электронной оплаты проезда будет обсуждаться на ближайшем заседании комитета. «То, что администрация внесла этот документ, радует. Я сам документ пока не видел. Нам электронный билет необходим для того, чтобы была четкая и понятная система контроля. Мы будем знать, сколько пассажиров проехало, сколько денег поступило», — отметил господин Григорьев. По его словам, вопрос о синхронизации процесса внедрения электронных билетов следует обсуждать отдельно, так как необходимо понять причины такой просьбы со стороны края.
«Возможность полного контроля за денежными потоками в транспортной отрасли — это заблуждение, так как оборот наличных денег все равно останется», — считает директор ООО «Прокарт» Денис Гвоздев. Поэтому, по его словам, в синхронизации процессов нет никакого смысла, так как город и край должны отвечать за своих льготников. «Есть необходимость только в согласовании технологии», — полагает он.