Проект амнистии довели до Кремля
Правозащитники предлагают простить не только уголовников, но и проштрафившихся
Проект "широкой амнистии" к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне одобрен вчера президентским Советом по правам человека и передан на рассмотрение в администрацию президента. Правозащитники настаивают именно на "широком" варианте, так как рецидивистов среди амнистированных всегда меньше, чем среди тех, кто отсидел полный срок. В Кремле инициативу правозащитников пока не комментируют. Госдума готова "доработать" проект после консультаций с правоохранительными органами и судьями.
Совет по правам человека (СПЧ) вчера поддержал ту версию амнистии, разработку которой президиум совета завершил неделю назад (см. "Ъ" от 7 февраля). Кремлевские правозащитники считают нужным объявить амнистию в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Их версия принципиально отличается тем, что предлагает "новую форму — административную амнистию", сообщил "Ъ" глава СПЧ Михаил Федотов. Все прошлые "акты прощения", которые депутаты Госдумы регулярно принимают с 1994 года, касались только тех россиян, кто был осужден, а также находился под следствием или в суде по статьям Уголовного кодекса (УК).
Теперь же предлагается, к примеру, "вдвое сократить сроки лишения специальных прав", пояснил господин Федотов. Например, человек, лишенный водительских прав на два года, сможет по амнистии получить их через год. А тот, "кому выписан штраф за неправильную парковку, вправе его не вносить, если к моменту объявления амнистии срок выплаты штрафа не истек". Михаил Федотов не исключает, что такая форма "прощения" так и останется его собственной "идеей фикс", но уточняет, что "в некоторых странах существует такая традиция: административная амнистия объявляется после завершения президентских выборов вновь избранным президентом".
Проект новой амнистии "уже направлен в президентскую администрацию", сообщил "Ъ" Михаил Федотов. В Кремле вчера еще не комментировали инициативу СПЧ. Между тем все амнистии последних трех лет Госдума (по Конституции Госдума — единственный госорган, который вправе объявлять амнистию) объявляла исключительно по инициативе Владимира Путина. В СПЧ рассчитывают на поддержку именно "широкой амнистии", так как "уровень рецидивной преступности среди амнистированных значительно ниже, чем среди отбывших срок наказания полностью". Если кремлевские юристы и депутаты Госдумы воспримут идею, то "амнистия коснется миллионов граждан", полагает глава СПЧ. Правда, юбилей ВОВ лишь однажды послужил поводом для широкой амнистии — в мае 2000 года, после того как Владимир Путин впервые в своей жизни избрался президентом.
Если же "акт прощения" будет традиционным (лишь по части уголовных наказаний), то "число людей, попавших под амнистию, должно измеряться десятками тысяч", считает глава СПЧ, уточняя, что освобождение от наказаний "должно быть продуманным, а не безоглядным". Амнистировать члены СПЧ традиционно предлагают осужденных (независимо от срока наказания) мужчин и женщин, достигших пенсионного возраста, а также беременных женщин и матерей несовершеннолетних детей. Подростки, совершившие преступление впервые или по неосторожности, тоже должны выйти на свободу, если получили срок до трех лет. Граждане, которые получили срок до пяти лет, считают в СПЧ, должны рассчитывать на свободу, если к моменту объявления амнистии отсидели треть срока. Под амнистию подпадают и те, кто был приговорен более чем на пять или десять лет и отбыл в тюрьме половину срока. По традиции, на прощение не смогут рассчитывать те, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления — убийство, похищение человека, изнасилование, терроризм, бандитизм, измена родине, шпионаж, коррупционные преступления.
"Одно дело — провозглашать амнистию, другое дело — реализовывать. Когда начинается счет, она начинает сужаться,— заявил "Ъ" глава думского комитета по уголовному и гражданскому законодательству Павел Крашенинников ("Единая Россия").— Есть люди, которые не представляют общественной опасности, и их надо освобождать". Но прежде чем объявлять амнистию, по словам господина Крашенинникова, нужно провести консультации с "ФСИН, МВД, прокуратурой, судом", и не только для того, "чтобы понять, сколько людей выпустят" — не менее важно определить, "как это повлияет на криминогенную обстановку". СПЧ с депутатами пока не консультировался. Но комитет, по словам его председателя, может подключиться к доработке проекта. Павел Крашенинников напоминает, что "недавно уже проводились две амнистии" (в 2013 году) и проводить еще одну "по одним и тем же статьям нелогично". "Лучше тогда Уголовный кодекс менять. Иначе получается, что одной рукой мы тащим людей в тюрьму, а другой обратно",— отметил он.