От СМИ потребовали точности и негативности
Роскомнадзор детально разъяснил, как разрешено освещать запрещенные организации
Упоминания "Правого сектора" или любой другой структуры из реестра запрещенных в РФ "допустимо в материалах СМИ в негативном ключе" — к примеру, в сочетании со словом "радикальный". Такое разъяснение для СМИ распространил вчера Роскомнадзор. Ведомство в середине января уже занималось трактовкой закона, предупредив, что публикация карикатур "на религиозную тематику" в РФ может быть оценена как "разжигание розни".
Вчера Роскомнадзор (РКН) распространил "Разъяснения по поводу упоминания в СМИ организаций, включенных в "экстремистский" список Минюста РФ". РКН, в частности, напомнил СМИ о ст. 4 закона "О СМИ". Согласно этой статье, СМИ запрещено распространение информации о работе "общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в силу решение о ликвидации или запрете деятельности" без указания на то, что такая организация ликвидирована или ее деятельность запрещена. Перечень организаций, решения по которым суды РФ принимали с 2002 года по закону "Об экстремистской деятельности", ведет Минюст.
Особо РКН отметил, что 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ запретил деятельность украинских организаций "Правый сектор", "Тризуб им. Степана Бандеры" и ряда других — они уже включены в перечень Минюста. Ведомство хотело подчеркнуть, что российские СМИ должны указывать на запрет организаций в РФ, в том числе в материалах об их деятельности на Украине, пояснил "Ъ" пресс-секретарь РКН Вадим Ампелонский. "Роскомнадзор систематически проводит мониторинг СМИ, мы видим, что большинство из них не понимает нюансов законодательства",— отметил он.
Ведомство обнаружило в законодательстве и новый нюанс. "Упоминание включенных в перечень организаций допустимо в материалах СМИ в негативном ключе, с использованием характеристик "радикальные", "экстремистские", "националистические"",— указано в разъяснениях РКН. Но из какой статьи закона "О СМИ" проистекает такая "рекомендация", Роскомнадзор не уточнил, что не помешало ему предупредить о штрафах, предусмотренных ст. 13.15 Кодекса об административных правонарушениях за "злоупотребление свободой массовой информации", а также о том, что "за неисполнение указанных норм" ст. 16 закона РФ "О СМИ" "предусмотрено вынесение предупреждения редакции и учредителю СМИ".
Как заявил "Ъ" один из авторов закона "О СМИ" Михаил Федотов, "исполнительная власть должна выполнять, а не трактовать законы". "Если в ведомстве дают разъяснения, то они должны опираться на нормы закона",— подчеркнул он. Отметим, что ст. 4 закона "О СМИ", где говорится о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, запрещает, в частности, использование СМИ "для распространения материалов, публично оправдывающих терроризм". А ст. 205.2 Уголовного кодекса содержит санкции за нарушение этой нормы — вплоть до семи лет лишения свободы. Но об обязанности давать информацию об определенных организациях "в негативном ключе" в законах не говорится.
Глава думского комитета по информационной политике Леонид Левин заявил "Ъ", что Роскомнадзор ищет "способы урегулирования проблем без использования жестких мер". "По карикатурам СМИ получили разъяснения, большинство не стало их публиковать, и РКН не пришлось злоупотреблять своими правами (на вынесение предупреждения с последующим обращением в суд о закрытии СМИ.— "Ъ")",— говорит господин Левин. Как сообщал "Ъ" 17 января, такой "диалог с отраслью" РКН применил после убийства сотрудников французского сатирического журнала Charlie Hebdo. Тогда ведомство предупредило, что публикация в российских СМИ карикатур "на религиозную тематику" может быть расценена как "разжигание розни". Тем не менее жесткие меры Роскомнадзор применил: спустя десять дней предупреждение за публикацию обложки Charlie Hebdo с карикатурой получила газета РБК. Всего 26 января сообщалось о вынесении предупреждений десяти СМИ.