Планы кризиса — планы народа
У всенародных избранников нашлось, что предложить в поддержку экономики
Госдума направила в Белый дом свои предложения к антикризисному плану и к готовящейся сейчас новой редакции закона о бюджете-2015. Депутаты, в частности, настаивают на конкретизации пунктов плана, чтобы в дальнейшем можно было бы оценить эффективность расходования потраченных бюджетных средств, а также оспаривают намерение правительства вывести из-под контроля парламента процесс корректировки бюджетной росписи. Также среди думских предложений — снижение страховых взносов для бизнеса с передачей их администрирования налоговым органам и двухлетнее приостановление контроля за трансфертными ценами для сделок на внутреннем рынке.
Госдума подтвердила свое намерение разделить с правительством ответственность за принятие и выполнение антикризисных мер. Напомним, 30 января первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в рамках правительственного часа ознакомил думцев с подготовленным Белым домом перечнем из 60 мер по стабилизации экономики общей стоимостью 2,33 трлн руб. Тогда парламентарии пообещали проанализировать услышанное и выдвинуть собственные дополнения к плану.
Получившееся в итоге многообразие думских предложений, адресованных правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, разбито на три части-таблицы. Первую составили замечания парламентариев непосредственно к пунктам правительственного плана, вторую — предложения, направляемые "на предмет возможного использования" в ходе готовящейся правки закона о бюджете 2015 года. Наконец, третью, самую обширную часть наработок составили депутатские предложения, которые профильные комитеты правительству рассматривать не рекомендуют — ввиду "невозможности их отнесения к первоочередным мероприятиям" или из-за того, что Госдума способна принять такие новации собственными силами. К третьей группе относятся либо ранее уже отклоненные Белым домом инициативы — вроде заморозки торгового сбора на период кризиса, либо предложения из разряда благих пожеланий — такие как повышение доступности кредитов для промышленности до некоего зарубежного уровня.
Из предложений, на которых Госдума, по всей видимости, намерена настаивать, выделяются замечания группы единороссов, составляющих руководство бюджетного комитета палаты (Андрей Макаров, Глеб Хор, Леонид Симановский, Надежда Максимова). Эти депутаты нашли пункты плана слишком неконкретными для того, чтобы позже можно было бы оценить эффективность расходования на них бюджетных денег. Поэтому по каждому пункту плана депутаты хотят увидеть конкретные цели, объемы финансирования и сроки достижения результатов. Из конкретики депутаты оспаривают пункт, предлагающий дать правительству право самостоятельно корректировать бюджетную роспись по госпрограммам. Депутаты настаивают, что все изменения ассигнований должны проводиться только через правку закона о бюджете, то есть под контролем парламента.
Также они хотят, чтобы концептуальные документы правительства — основные направления налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2016-2018 годы — были представлены в Госдуму уже в ближайшее время, до внесения поправок к закону о бюджете-2015. При этом в налоговые направления рекомендовано включить нормы о снижении страховых взносов (прежде всего для малого бизнеса) и о передаче их администрирования от Пенсионного фонда к налоговым органам (ввиду нынешней неэффективности этого процесса). При правке бюджетов на 2015-2017 годы депутаты предлагают сокращать расходы не механически, урезая их на 5%, а избирательно — с учетом выбранных приоритетов и оценки эффективности трат. При этом предложено не сокращать ассигнования для Счетной палаты, Федеральной налоговой службы и Росреестра "в связи с увеличением их нагрузки и ответственности при выполнении антикризисных мероприятий". Наконец, "под кризис" депутаты-бюджетники предлагают правительству приостановить на 2015-2016 годы нормы закона о контроле за трансфертным ценообразованием в отношении сделок, совершаемых внутри страны. Обоснование — в период усиления оттока капитала налоговикам следует сконцентрироваться на проверке цен внешнеторговых сделок.