Антагонисты второго дня
Минскую декларацию перечитали на свежую голову
Соглашение о перемирии в Донбассе еще даже не начало выполняться, а уже трещит по швам. В Киеве заявили, что обещанная амнистия не будет распространяться на лидеров ополчения и тех, кто совершил "преступления против человечности". Ополченцы же объявили, что к выборам в Донбассе будут допущены не все политические силы. В Москве дали понять, что скорого освобождения Надежды Савченко не будет. А украинский радикальный "Правый сектор" и вовсе отказался признавать минские договоренности легитимными. Тем временем в США и ЕС на всякий случай продолжают готовить санкции в отношении России.
Соглашение о перемирии в Донбассе, выработанное лидерами "нормандской четверки" в Минске, начнет действовать в полночь 15 февраля: с этого момента огонь должен быть прекращен. Далее в течение двух дней должен начаться отвод тяжелых вооружений, а еще через день — переговоры по поводу новых выборов в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках. Между тем вчера выяснилось, что стороны конфликта совершенно по-разному трактуют ключевые положения подписанного в Минске документа.
Так, глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что предусмотренная минскими договоренностями амнистия для участников событий в Донбассе не коснется лидеров ополченцев. Представители ДНР и ЛНР же заявили, что отказ Киева амнистировать лидеров ополчения означает нежелание украинских властей выполнять минские соглашения. При этом Павел Климкин также сказал, что амнистированы не будут и лица, причастные к "преступлениям против человечности".
О каких преступлениях идет речь, он не уточнил, однако президент Украины Петр Порошенко в кулуарах саммита Евросоюза в Брюсселе заявил, что амнистия не будет распространяться на виновных в трагедии малайзийского Boeing. Ополченцы обвинения в причастности к этой трагедии отрицают.
Представители ДНР и ЛНР, в свою очередь, заявили, что окончательный текст закона о местных выборах в Донбассе должен быть согласован с ними. В тексте же минского соглашения таких оговорок нет: там сказано, что должен быть запущен "диалог о модальностях проведения выборов", но подчеркивается, что сами выборы должны соответствовать украинскому законодательству и закону Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". При этом лидеры ополчения заявили, что к участию в выборах "не будут допущены политические силы, которые принимали участие в агрессии или высказывались за агрессию в отношении ДНР и ЛНР". Если под "агрессией" подразумевается объявленная Киевом "антитеррористическая операция", то ее поддерживали все ключевые украинские партии. В подписанном в Минске документе ничего о подобных ограничениях не сказано.
Еще одно расхождение проявилось в вопросе о судьбе находящейся в московском СИЗО бывшей украинской военнослужащей Надежды Савченко, обвиняемой властями РФ в причастности к гибели на Украине российских журналистов. По итогам переговоров в Минске Петр Порошенко объявил, что она скоро будет отпущена на свободу в рамках обмена заложниками. Однако пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков вчера заявил, что Надежда Савченко не является "заложницей, пленной или незаконно удерживаемым на территории России лицом". "В отношении нее в строгом соответствии с действующим законодательством выполняются следственные действия",— заявил Дмитрий Песков и добавил, что решение о степени ее виновности или невиновности вынесет суд (см. стр. 3). Петр Порошенко же вчера вновь заявил, что Украина "жестко требует от России, чтобы Надя наконец-то вернулась домой".
Представители силовых структур Украины и вооруженных сил ДНР и ЛНР вчера заверили, что будут твердо придерживаться подписанного документа в Минске. Однако украинское радикальное объединение "Правый сектор" (запрещенное в РФ), чьи добровольцы участвуют в силовой операции в Донбассе, не признало минских договоренностей и намерено продолжать военные действия. Об этом вчера сообщил лидер организации, депутат Верховной рады Дмитрий Ярош. По его словам, организация считает, что "любые договоренности с сепаратистами не имеют никакой юридической силы, противоречат существующей конституции Украины, а следовательно, их выполнение не является обязательным для граждан". ""Правый сектор" оставляет за собой право продолжить активные боевые действия согласно собственным оперативным планам до полного освобождения украинской земли",— написал он на своей странице в Facebook. Кроме того, Дмитрий Ярош выразил надежду, что положения минских договоренностей о разоружении незаконных вооруженных формирований не будут применены к украинскому добровольческому корпусу — боевому крылу его движения, не являющемуся структурой Минобороны Украины.
Эти и другие спорные вопросы лидеры стран "нормандской четверки" (Украины, РФ, ФРГ и Франции) смогут обсудить уже в ближайшие дни: вчера стало известно, что после начала режима прекращения огня они проведут телефонный разговор. При этом Дмитрий Песков вчера сказал, что Москва не ставит под сомнение заключенные в Минске договоренности. "Есть текст, который был подписан, мы исходим из него,— подчеркнул он.— Нужно абсолютно освободиться от эмоций в оценках и реакциях. Есть отправная точка — минские документы, и именно их реализация является залогом того, что процесс войдет в русло нормализации".
Петр Порошенко вчера также сказал, что минские договоренности "дают надежду, что события в Донбассе из горячей стадии перейдут наконец-то в состояние политического урегулирования". В то же время он добавил: "Я хочу, чтобы ни у кого не было никаких иллюзий и чтобы я не казался наивным: нам до мира еще далеко. Уверенности, что условия мира, которые подписаны в Минске, твердо будут выполняться, нет".
На Западе такой уверенности, судя по всему, тоже нет. Вчера первый замгоссекретаря Энтони Блинкен дал понять, что США продолжают прорабатывать возможность введения новых ограничений в отношении Москвы и не отбрасывают идею поставок оружия Украине. "Если перемирие не сохранится, нам придется рассмотреть ряд мер, в том числе дополнительные санкции в отношении РФ и поставки оружия на Украину",— сказал он.
В Евросоюзе также на всякий случай прорабатывают вопрос о новых ограничительных мерах в отношении РФ. Так, вчера представитель внешнеполитической службы ЕС Майя Коциянчич пояснила "Ъ", что принятое на заседании Совета ЕС по иностранным делам 29 января решение о подготовке дальнейших экономических санкций против России продолжает реализовываться. "Эта работа продолжается",— уточнила она.
О том, что, если достигнутые в Минске договоренности по Украине не будут выполняться, Брюссель введет дополнительные санкции против Москвы, вчера заявила и канцлер ФРГ Ангела Меркель. При этом в ЕС решили не отменять свое решение от 9 февраля о введении в силу с 16 февраля очередного пакета персонифицированных ограничительных мер. Санкции коснутся 19 физических лиц, в том числе пяти граждан РФ и девяти организаций. По данным Reuters, в новый черный список ЕС войдут замминистра обороны РФ Анатолий Антонов, два высокопоставленных чиновника ведомства и два депутата Госдумы. До встречи в Минске источники "Ъ" в структурах ЕС не исключали, что в случае успеха на переговорах "нормандской четверки" вступление в силу новых санкций "может быть отложено или даже скорректировано". Однако в итоге они решили оставить все в силе.