Реагенты влияния
Депутаты Госдумы дошли до закона о чистке снега во дворах
Депутаты Госдумы вчера предложили запретить коммунальным службам использовать технические соли и другие антигололедные реагенты за пределами автодорог. Из-за вреда окружающей среде тротуары предлагается обрабатывать по старинке песком и гравием и штрафовать коммунальщиков за нарушения на сумму до 1 млн руб. Эксперты считают, что ограничения приведут к всплеску травматизма, а в случае полного запрета реагентов водителей обяжут возить с собой цепи и 20 кг песка.
Проект поправок к закону «Об охране окружающей среды» и Кодексу об административных правонарушениях РФ внес в Госдуму депутат Олег Лебедев. По его мнению, следует запретить использовать антигололедные реагенты «за пределами проезжей части автодорог», так как входящие в них вещества «оказывают резко негативное воздействие на компоненты природной среды». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что при существующих технологиях уборки дорог реагенты с проезжей части в «природные среды» не попадают. В отличие от тротуаров, которые депутат Лебедев предлагает обрабатывать по старинке — песком, гравием и щебнем. Коммунальщики-нарушители, по мнению автора законопроекта, должны штрафоваться: граждане — на сумму от 2 тыс. до 5 тыс. руб., а юридические лица — на сумму до 500 тыс. руб. В случае нанесения существенного ущерба окружающей среде штрафные санкции предлагается удвоить.
В Москве власти используют технические соли для очистки улиц от снега с 1992 года, а москвичи регулярно жалуются, что реагенты разъедают обувь и оседают на автомобилях, провоцируя образование ржавчины. В мэрии регулярно меняли марки препаратов, но у каждого находились свои недостатки. К примеру, реагент на основе хлористого кальция из-за ошибок с дозировкой запомнился черной пленкой на автомобилях. В 2006 году мэр Юрий Лужков вообще запретил сыпать реагенты во дворах и на тротуарах, но с приходом Сергея Собянина эта практика была возобновлена.
«Если вы видите при минусовой температуре за окном лужи на дорогах, значит, нормы применения реагентов превышены как минимум вчетверо»,— заявил вчера на слушаниях в Госдуме независимый эксперт по реагентам, кандидат химических наук Юрий Орлов. А автор инициативы Олег Лебедев подчеркнул, что разработал законопроект и для защиты обуви граждан.
Впрочем, зампред главы комитета Госдумы по природным ресурсам Максим Шингаркин дал понять, что без реагентов не обойтись. По его словам, уборка снега и наледи вручную и механическим способом занимает куда больше времени и в случае запретов на реагенты резко вырастет число обращений граждан в травмпункты. «К тому же если начать срезать и долбить лед, на тротуарах появятся трещины, в оттепель туда затечет вода, в мороз их начнет разрывать, и покрытие придет в негодность»,— пояснил эксперт. По причине большого количества «переходов температуры через ноль» господин Шингаркин отверг и другие экзотические способы борьбы с осадками, предложенные на слушаниях, например плотное укатывание выпавшего снега. В итоге участники обсуждения сошлись лишь в целесообразности увеличения штрафов за нарушение норм использования реагентов. По данным Мосэкомониторинга, в столице ежегодно рассматривается около ста подобных административных дел и накладывается 20–30 млн руб. штрафов. Замначальника управления эксплуатации автодорог Росавтодора Андрей Чернигов развил тему слушаний, пояснив, что если в России ввести полный запрет на реагенты, то разрешенную скорость передвижения по трассам придется снижать на 20–30 км/ч, а всех водителей нужно будет обязать возить цепи на колеса и «запас песка в 20 кг».