На небывалой высоте

Александр Щуренков об архитектурном проекте 432 Park Avenue Рафаэля Виньоли в Нью-Йорке

Высотная башня с 96 этажами, вытянувшаяся в свой полный 425-метровый рост прямо перед Центральным парком между 56-й и 57-й улицами в Нью-Йорке в ноябре 2014-го,— плод "продюсерского" и инвестиционного гения Гарри Маклоу, председателя совета директоров Macklowe Properties, и таланта архитектора Рафаэля Виньоли. Она получила имя 432 Park Avenue и стала самым высоким жилым зданием в Западном полушарии. Внутри нее расположились 104 резиденции, первый уровень которых начинается на высоте более 100 м, что обеспечивает каждому из апартаментов запоминающийся вид из окна. На текущий момент в продаже остались резиденции площадью от 332 до 767 кв. м, включая резиденции, занимающие половину этажа, и пентхаусы, занимающие полностью один из верхних этажей небоскреба. Цены на апартаменты начинаются от $16,95 млн, пентхаус оценен в $82,5 млн, а первые ключи владельцы недвижимого имущества получат уже в нынешнем году. Нижние, общие, этажи отданы под доступные только жильцам развлекательный комплекс с лаунж-зоной, ресторан, открытую террасу для светских мероприятий, 23-метровый крытый бассейн, библиотеку, кинозал, конференц-залы, спортзал и детскую игровую комнату. Своими мыслями об архитектуре и новом проекте Виньоли поделился лично.

— Насколько отличается строительство в Нью-Йорке от других городов?

— Все пространство вокруг Центрального парка, находящееся в центре острова Манхэттен, является по-настоящему знаковым для города. Высотные здания, которые начали активно здесь появляться в 1930-1940-х годах, делают Нью-Йорк одним из главных вертикальных городов в мире. И понятно, что это произошло не из-за чьей-то особой архитектурной фантазии или таланта, а из-за крайней ограниченности места на острове: чтобы разместить все эти миллионы находящихся здесь людей, есть лишь один путь — забираться выше и выше. Нью-Йорк — место уникальное, его нельзя сравнивать с Европой, где исторически существует некоторая "боязнь высоты" и больше пространства вокруг, или даже Азией — тот же Гонконг, к примеру, интереснее спланирован. Нью-Йорк отличается и от других американских городов: здесь происходит постоянное определение и перераспределение городского ландшафта. Сейчас одно здание отдано офисам, завтра оно станет жилым, а через еще какое-то время вообще никто не знает, что с ним будет. Постоянное изменение силуэта города тоже кажется верным ходом событий, потому что если он не меняется столетиями, то что ты как архитектор вообще тут сделал? Но если бы дело было только в недостатке места под строительство, люди двинулись бы дальше в Куинс. Людям нравится это ощущение от высотного центра города, его постоянное движение, его мощь, им нравится много работать и постоянно напоминать всем вокруг, как они чертовски устали.

Нью-Йорк влияет и на мировую архитектуру, прежде всего деловую. Можно посмотреть на Милан или Лондон и увидеть явную манхэттенизацию их деловых районов, где если здание не высотное, то оно не может претендовать на звание современного офисного центра. Но в Нью-Йорке нет ограничения на максимальную высоту возводимого здания, нужно всего лишь соблюдать строительные, инженерные нормы, а строить можно вообще что угодно. Поэтому его внешний вид куда более разнообразный.

— Что было самым сложным в проектировании 432 Park Avenue?

— Его создание похоже на упражнение в определении четкой структуры, а не ваяние какой-нибудь скульптуры. Самое интересное, на мой взгляд, что на протяжении всей его высоты благодаря этой заданной структуре нам удалось сохранить простое и четкое пространство внутри, то, что впоследствии станет апартаментами, а также сами пропорции здания: легко заметить, что его высота более чем в десять раз превосходит ширину. Во многих странах подобные строения запрещено строить, так как необходимо выполнить огромное количество условий, чтобы оно безопасно выстояло сколь угодно долго. Все, кто более или менее разбирается в строительстве, тут же спрашивают, как нам удалось сделать так, что здание выдерживает порывы ветра, которые являются серьезной проблемой даже для зданий меньшей высотности. Борясь с этой проблемой, мы и пришли к существующему дизайну с большими квадратными окнами высотой в этаж, что еще раз укрепило структуру (и техническими открытыми этажами, позволяющими потокам воздуха проходить через здание по всей его высоте). Изнутри, мне кажется, они не могут испугать людей даже с боязнью высоты: все в них кажется некой настенной картиной. Главное отличие нашего здания от тех, что его окружают,— это интеллигентность архитектуры. И его знаковость определяется, на мой взгляд, не высотой, а общим ощущением от дизайна: я бы его определил как спокойное.

Потом не стоит забывать, что здание 432 Park Avenue построено с учетом коммерческой эффективности: верхние этажи, получающие лучший вид, имеют большую внутреннюю площадь, а стены нижних, объединяющих общие зоны вроде лобби, ресторана, спортивного зала и SPA, намного объемнее, что в то же время положительно влияет на устойчивость небоскреба. Приведу и менее очевидный пример грамотной современной архитектуры — здание с садом на крыше. Нужно ли считать возведение такой общественной зоны архитектурой? На мой взгляд — да. Это архитектура в чистом виде. Ты открываешь еще на верхнем этаже бар с "Кока-колой" по $27 — вот это и есть самая настоящая современная архитектура.

Все включено


Интерьерами в резиденциях занималась Дебора Берке: ее бюро был разработан дизайн всех возможных помещений — от ванной комнаты и кухни до гостиной и спальни. Любой покупатель может выбрать уже готовое решение и получить апартаменты в практически готовом варианте, требующем только работы декоратора, либо поручить интерьерные работы сторонней компании
Вся лента