Правила игры
комментирует Дмитрий Бутрин, заместитель главного редактора
Вокруг восстановления права Следственного комитета России (СКР) возбуждать без требования Федеральной налоговой службы (ФНС) уголовные дела по налоговым составам преступления Уголовного кодекса при обсуждении было сломлено столько копий, что, когда это произошло, оставлять тему невозможно. То, что пока нет ни вала возбужденных дел, ни тем более автоматической криминализации СКР любой неуплаты налогов в срок, чего ожидали пессимистично настроенные эксперты, само по себе новостью быть не может. Тем более интересно было выступление в прошлую пятницу на конференции "Ъ" и Торгово-промышленной палаты "Новеллы в налоговом законодательстве" профильного представителя СКР — старшего инспектора главного организационно-инспекторского управления СКР Георгия Смирнова. Довольно редко можно получить мнение тех людей, которые работают в СКР по таким делам: от совпадения их логики с логикой налоговых консультантов и корпоративных юристов деловой климат в стране зависит едва ли не больше, чем от крупных реформ.
Именно совпадение логики было бы крайне настораживающим фактором — это означало бы, что задачей перед СКР действительно поставлено увеличение собираемости налогов. Но выступление господина Смирнова показало, что хотя бы на уровне дискуссии те принципы, которыми руководствуется СКР при рассмотрении налоговых дел, принципиально отличны от деловых, и это отличная новость. Ключевой момент, который транслировал представитель СКР: в первую очередь СКР в налоговых делах интересует умысел при уклонении от уплаты налогов, и в целом правовая концепция СКР здесь в какой-то степени близка к американской доктрине conspiracy. Действия, приведшие к неуплате налогов в ходе обычной деловой активности, как таковые СКР не интересуют — поток информации, получаемой от МВД и из внешних источников, изучается СКР в основном с точки зрения умысла. По словам представителя СКР, поэтому не следует ожидать и массового дублирования налоговых уголовных дел делами об отмывании преступно нажитых доходов — простое расходование или инвестирование выведенных из-под налогообложения средств как отмывание СКР квалифицировать не намерен. Наконец, в СКР крайне осторожно относятся к любым расчетам, связанным с налоговыми делами: по словам господина Смирнова, в СКР эта работа следователю не поручается, это обязаны делать специалисты комитета.
В целом господин Смирнов подтвердил, что основная задача СКР, скорее, не создать собственную систему расследования налоговых уголовных дел, а воссоздать ситуацию до 2010 года, когда это была сеть межведомственного взаимодействия — МВД, СКР и ФНС. Разумеется, все это не гарантия от мутации системы в будущем. Но пока нет оснований ожидать, что подозрения в адрес силовиков оправданны.