На дороги выехали 2,4 млн водителей-новичков

ГИБДД выдала за год на 10% больше прав

В 2014 году в России появились 2,46 млн начинающих водителей, что примерно на 10% больше, чем годом ранее. Из них порядка 100 тыс. граждан получили права в Москве. Число начинающих автомобилистов растет, несмотря на то что значительная часть автошкол в 2014 году потеряла законное право преподавать: эксперты говорят, что образовательные учреждения продолжают работать, потому что их, по сути, некому контролировать.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

По данным ГИБДД, в 2014 году 2,46 млн граждан получили водительские права, что примерно на 10% больше, чем годом ранее (тогда было выдано 2,23 млн удостоверений). 1,8 млн. граждан открыли категорию B, 64 тыс. — категорию А. Всего Госавтоинспекция провела 10,5 млн экзаменов, лишь 23% из них закончились успешно (право водить машину получил каждый пятый экзаменуемый). Что касается Москвы, то здесь подразделения выдали 101 тыс. прав (85,4 тыс. — категории B, 1 тыс. — категории А), проведя 621 тыс. экзаменов. Таким образом, в столице успешность сдачи экзаменов ниже, чем в России, и составляет чуть более 16%. В 2010–2013 годах выдавалось по 2,1–2,3 млн прав ежегодно: на сегодняшний день на дорогах РФ около 7 млн автомобилистов имеют стаж вождения менее трех лет, что приравнивается Госавтоинспекцией к начинающим.

Рост числа выданных удостоверений происходит на фоне масштабной реформы образования граждан, желающих научиться водить машину. В рамках нее в августе 2014-го Минобрнауки утвердило программы подготовки граждан, желающих получить права новых категорий (например, для вождения мопеда или квадроцикла), а также ввела более жесткие требования к самим автошколам. Эти требования проверяет ГИБДД, после чего выдает отрицательные или положительные заключения школам, что является, по сути, разрешением или запретом работать. Обязанность иметь площадку 0,24 га стала одним из самых болезненных требований, особенно для московских школ, поскольку в столице наблюдается дефицит земли. По данным на февраль, в Москве из 350 автошкол заключение получили около 100.

Президент межрегиональной ассоциации Татьяна Шутылева объяснила “Ъ”, почему количество получивших права за год выросло, хотя число автошкол, имеющих законное право работать, сократилось. По ее словам, несмотря на формальный запрет работать, многие фирмы продолжают учить граждан, нарушая действующее законодательство и направлять их на экзамены в Госавтоинспекцию. «Инспекторы не имеют законных оснований отказаться принимать экзамены у такого ученика, ведь свидетельство об окончании курса у него есть, хотя и выданное задним числом,— пояснила “Ъ” она.— И в этом сейчас главная проблема. Необходимы механизмы контроля и пресечения незаконной деятельности таких организаций». По данным “Ъ”, эта проблема недавно обсуждалась на совещании в УГИБДД Москвы. В частности, было предложено создать общественный совет при управлении ГИБДД Москвы, который должен придумать способ решения этой проблемы. Речь идет о том, что региональные департаменты образования не имеют возможности проверять автошколы внепланово без разрешения прокуратуры, получить которое довольно проблематично на практике.

Иван Буранов


Как ГИБДД играет на курсах руля

С 5 ноября прошлого года начали действовать новые правила тестирования граждан, желающих получить водительские права. Главные нововведения: право сдавать экзамены на машинах с автоматической коробкой передач, обязанность окончить курс обучения в автошколе, прежде чем пройти тестирование, а также возможность получить водительские права в любом регионе РФ независимо от регистрации. Читайте подробнее

Вся лента