Минюст нашел «грани»
В реестре иностранных агентов
Государственные органы вновь пытаются добиться включения пермского «Центра гражданского анализа и независимых исследований» (ГРАНИ) в реестр иностранных агентов. Как следует из акта проверки минюста, организация получала финансирование из-за рубежа и занимается политической деятельностью. С требованиями о признании центра иностранным агентом в 2013 году в суд обращалась прокуратура. Но тогда надзорный орган проиграл все процессы. В ГРАНИ с выводами минюста не согласны и отмечают, что в акте проверки полностью проигнорированы предыдущие судебные решения. При этом руководство центра готово закрыть организацию, если в этот раз их доводы проигнорируют.
Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований» (ГРАНИ) включен Минюстом РФ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Как сообщает ведомство, факт соответствия организации признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, был установлен в ходе проведения управлением Минюста РФ по Пермскому краю внеплановой выездной проверки.
Как следует из документов, опубликованных на сайте НКО, проверка проводилась по заявлению некоего жителя Перми в ФСБ РФ. В частности, заявитель указывает, что руководители ГРАНИ «пытаются выставить нашу страну как несостоятельное государство, указывая на надуманные минусы, при этом не замечая плюсов положительной динамики развития общества», осуществляя свою деятельность «неизвестно за чьи средства». «Подозреваю, что Запад через такие НКО, как пермский Центр „ГРАНИ“, пытается развалить нашу страну изнутри, организовывает акции неповиновения властям и „оранжевые революции“», — пишет заявитель. Документ в результате был направлен в Минюст.
Стоит отметить, что в 2013 году включения центра в реестр иностранных агентов добивалась прокуратура. Надзорный орган обратился с иском о наложении на ГРАНИ штрафа в размере 400 тыс. руб. за отказ регистрироваться в качестве такового. По мнению заявителя, фонд попадает под определение «иностранный агент», так как получал финансирование от Фонда Чарльза Стюарта Мотта и ведет политическую деятельность. В качестве примеров политической деятельности были приведены факты направления поправок в проект закона «О государственной поддержке социально ориентированных НКО», а также участие сотрудников центра в деятельности «Открытого правительства» и членство в политсовете губернатора. Отдельно заявитель указывал на то, что сотрудники высказывали свое мнение по различным вопросам в СМИ.
Представители ГРАНИ настаивали, что участвовали в подобных мероприятиях не как сотрудники центра, а как независимые эксперты и ученые. В центре отмечали, что подход прокуратуры к определению «политической деятельности» является «расширительным и общественно-опасным», так как под это понятие попадает любая деятельность, в ходе которой гражданин пересекается с государством. В итоге сначала мировой, а затем и районный суд в удовлетворении требований прокуратуре отказал.
Итоги нынешней проверки Минюста были зафиксированы в 56-страничном акте. В нем приведена информация о мероприятиях с участием центра в 2012-2014 годах, с выдержками из выступлений сотрудников ГРАНИ и отчетах о выполнении проектов, профинансированных из зарубежных и других источников. Отдельно анализируются публикации в СМИ, в которых содержатся комментарии лиц, являющихся сотрудниками фонда, директора Светланы Маковецкой и эксперта Константина Сулимова.
В итоге проверяющие делают выводы, что центром систематически проводились мероприятия, направленные на привлечение внимания со стороны гражданского общества и госаппарата к вопросам государственной деятельности и гражданского общества. Эти мероприятия, как считают в Минюсте, входили в круг интересов иностранных инвесторов и предполагали отчетность перед бенефициарами. Таким образом, по их версии, деятельность фонда оказывает влияние на процесс принятия политических решений органами госвласти, либо формирование общественного мнения по различным проблемам.
В самом центре «ГРАНИ» с позицией Минюста не согласны. В официальном заявлении фонда говорится, что «выводы проверки несостоятельны, содержание претензий нелепо». На сайте центра указывается, что деятельность организации в 2012-2013 годах уже получила оценку судебных органов, которые установили, что иностранным агентом центр ГРАНИ не является. При этом «иностранных денег» в организации нет с января 2014 года. Как отмечают в центре, к воздействию на госполитику в Минюсте отнесли работы в сфере муниципального самоуправления, хотя органы МСУ к органам госвласти не относятся. Часть этих работ была проведена по заказу самих же муниципальных структур. Также в заявлении центра оговаривается, что выступления экспертов центра являются персональными и к деятельности центра не относятся. В то же время, в заявлении фонда говорится, что его руководство приступает к консультациям о ликвидации организации.
Как пояснила „Ъ“ Светлана Маковецкая, принципиальная позиция центра сводится к тому, что организация не является иностранным агентом. Свою правоту сотрудники намерены доказывать в судебном порядке. «Если не удастся доказать это в суде, то фонд придется ликвидировать», — пояснила она. «Согласно законодательству, процедура ликвидации общественного фонда предполагает принятие решения об этом советом попечителей организации, а также проведение этого решения через суд, — рассказывает она. — По нашим подсчетам, ликвидационные процедуры займут около девяти месяцев, за это время мы попытаемся выполнить все обязательства по договорным отношениям». Также она отметила, что у руководства фонда вызывает удивление тот факт, что в материалах проверки нет решений судов 2013 года. «Есть административный регламент, согласно которому всю имеющуюся информацию нужно было запросить еще до начала проверки, как будто Минюст об этом не знал, — говорит она. — Кроме того, из документа непонятно, являются перечисленные в акте сведения описанием деятельности центра или доказательствами правонарушений. Вопросов к нему много».
Политолог Олег Подвинцев считает, что ситуация с ГРАНИ демонстрирует некий «тренд по выявлению иностранных агентов, который спускается сверху». «На новой волне иностранными агентами пытаются признать нижегородский комитет против пыток, „Центр им. Сахарова“, комитет солдатских матерей, — отмечает он, — хотя последние сигналы от первого лица государства говорят о том, что будет некое потепление. Поэтому я не исключаю, что история с ГРАНИ закончится благополучно, а ее инициаторы окажутся крайними».