Французские мусульмане записались в демократы
Они готовы участвовать в выборах
"Союз мусульманских французских демократов" (UDMF) объявил о планах выдвижения своих кандидатов на мартовских местных выборах. Впрочем, как считает парижский корреспондент "Ъ" АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ, политическая борьба мусульман за власть на местах едва ли станет реальной альтернативой экстремизму.
Основатель UDMF Нажиб Азерги выразил сожаление, что "писатели, философы, журналисты превратили мусульманство в проблему и ведут постоянную обработку сознания, чтобы представить ислам и исламскую культуру опасными и несовместимыми с демократией". Чтобы с этим бороться, мусульманская партия выдвигает восемь кандидатов в законодательные органы французских департаментов. Голосование состоится 22 и 29 марта.
Французские политики по-разному относятся к UDMF. Представители ультраправого "Национального фронта" (FN) увидели в действиях мусульманских демократов угрозу французским ценностям, напомнив об их инициативах разрешить носить никаб (закрывающий лицо женский головной убор с узкой прорезью для глаз) в общественных местах и ввести халяльные меню в школьных столовых. Соратники Марин Ле Пен считают, что у приверженцев ислама достаточно возможностей для участия в политической жизни Франции в качестве членов и избирателей традиционных партий. "Что для них важнее? Что они французы или что они мусульмане?" — задаются вопросом в FN. Социалисты относятся к UDMF благожелательнее, считая, что право организовывать политические партии есть у всех.
Сами основатели UDMF не видят в своих действиях ничего предосудительного. Почему, спрашивают они, во многих странах Европы могут существовать христианско-демократические партии, но не может быть партий мусульманско-демократических?
"Союз мусульманских французских демократов" — не первая исламская партия во Франции. Попытки политически организовать мусульман предпринимались в 1997 и 2009 годах. Однако ни в первый, ни во второй раз успеха они не имели. Да и сама UDMF, существующая с ноября 2012 года, не числит за собой особых побед. Это партия насчитывает всего 800 активных членов и около 8 тыс. сочувствующих. Принимают в нее, кстати, не только мусульман.
Нажиб Азерги и председатель партии Эмир Мегарби пытаются сыграть на благоприятной для них политической ситуации, когда к мусульманам приковано всеобщее внимание. Более того, в самом модном и цитируемом сейчас во Франции романе Мишеля Уэльбека "Подчинение", который по фатальному совпадению появился в магазинах в день теракта в редакции Charlie Hebdo, описывается схожая коллизия: чтобы не допустить к власти "Национальный фронт", французы отдают голоса партии умеренного ислама — и таким образом легальным путем во Франции побеждает шариат.
Январские теракты исламистов и реакция на них французского общества до предела обострили проблему. Никогда еще в СМИ не было столько карикатур на пророка Мухаммеда, и, следовательно, никогда еще религиозные чувства французских мусульман не вступали в такое противоречие с республиканскими идеалами и гражданским долгом.
Кроме того, отношение к этой группе населения во Франции ухудшилось. Дело даже не в нападениях на мечети, но в усилении страха перед непредсказуемым исламом. Выход исламской партии на выборы — вполне логичная реакция со стороны мусульманского сообщества. По словам Эмира Мегарби, пришла пора "дать слово той части населения, которая не находит себе места в традиционных партиях", и научить мусульман пользоваться благами демократии, вместо того чтобы хвататься за "Калашниковы". Однако для многих жителей мусульманских кварталов одно не отменяет другое.