Вузам зачли чужих экзаменаторов
Рособрнадзор высоко оценил результаты эксперимента
Рособрнадзор подвел итоги январского эксперимента, в ходе которого экзамены зимней сессии у студентов принимали не обучавшие их преподаватели, а коллеги из других вузов. В ведомстве пришли к выводу, что такая система оценки знаний объективнее традиционной. Следующий этап эксперимента пройдет летом, после чего Рособрнадзор рассмотрит вопрос о распространении опыта на все высшие учебные заведения.
Экзамены по новой схеме сдавали несколько сотен студентов МГЮА имени Кутафина, МФТИ, МГПУ, Казанского технического университета, Чеченского госуниверситета и РосНОУ. "Мы постарались проверить весь спектр учебных заведений: гуманитарные и технические вузы, столичные и региональные, государственные и частные",— рассказал "Ъ" глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Чиновники выбрали группы студентов первых и вторых курсов с похожими учебными планами, после чего вузы на время сессии обменялись преподавателями. При этом лекторы, которые в течение семестра вели учебные занятия, не имели права даже присутствовать в аудиториях.
Экзамены, как и ЕГЭ, сдавали под присмотром видеокамер и онлайн-наблюдателей. После выставления оценки все письменные работы переслали в Рособрнадзор, где их перепроверяли аттестованные эксперты. Перепроверка показала, что в 90% случаев эксперты согласились с оценкой, выставленной сторонним преподавателем. "В следующую сессию эксперты проверят уже оценки, которые выставляют студентам преподававшие у них профессора,— пообещал господин Кравцов.— Но уже сейчас видно, что независимая система позволяет адекватно оценить знания студентов: 90% совпало с эталоном — это потрясающий результат".
"Работу слесаря оценивает заказчик, работу журналиста — читатель,— говорит господин Кравцов.— И только в образовании сложилась странная ситуация, когда преподаватель учит студента, а потом на экзамене сам оценивает, насколько хорошо его подготовил в течение семестра". При этом Сергей Кравцов подчеркивает, что независимая оценка прежде всего подходит для первых-вторых курсов, когда студенты получают базовые знания: "Проблема нашего высшего образования в том, что студенты плохо учат основы, но им все равно ставят какие-то оценки, они переходят на старшие курсы, где уже совсем ничего не понимают. В результате работодателю приходится переучивать молодых специалистов". По словам господина Кравцова, в ведомстве согласны с тем, чтобы "авторские предметы и специализацию третьих-пятых курсов оценивали те, кто их читает".
Следующий этап эксперимента пройдет летом. В Рособрнадзоре уточнили, что заявку на участие подали еще 22 вуза и прием пока не закрыт. "Переход на независимую систему всех российских вузов позволит в короткие сроки поднять качество нашего высшего образования, что особенно важно в текущей ситуации, когда нам надо опираться на свои силы",— подчеркнул глава ведомства.
"Мы рассчитываем, что такая система станет обязательной как можно скорее,— заявил "Ъ" ректор РосНОУ, глава Ассоциации негосударственных вузов РФ Владимир Зернов.— Студенты понимают, что нужно учиться, а не надеяться на хорошие отношения с преподавателем. А профессора знают, что их работу проверят коллеги из других вузов, фактически это и им оценку выставят".