Биатлонист из ФСБ промахнулся с покровительством
Бывшего и действующего чекистов обвинили в попытке вымогательства
Как стало известно "Ъ", защита старшего оперуполномоченного службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ старшего лейтенанта Игоря Коробицина, а также его бывшего сослуживца Максима Цуканова обжаловала их арест, решение о котором Пресненский суд Москвы вынес 12 февраля. Оба обвиняются в вымогательстве $800 тыс. у главы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игоря Чуяна. Защита настаивает на невиновности фигурантов дела.
Старший лейтенант Игорь Коробицин, сотрудник управления "П" (госбезопасность в промышленности) СЭБ ФСБ был задержан 10 февраля. Офицера вызвали в службу собственной безопасности, где после короткого разговора предложили сдать оружие, надели на него наручники и отправили в следственный изолятор.
За несколько часов до этого старший лейтенант встречался с главой Росалкогольрегулирования (РАР) Игорем Чуяном в кафе "Чайхона N1" на Кутузовском проспекте. В ходе беседы, по данным участников расследования, чекист убеждал чиновника, что сможет, пользуясь своим служебным положением, оградить своего собеседника от любых претензий правоохранительных органов и тем самым поможет "беспрепятственно осуществлять деятельность" возглавляемой господином Чуяном службы. Свою помощь старший оперуполномоченный оценил в $800 тыс.
Господин Чуян сделал вид, что согласился с предложением, после чего возле дома N7 по Денежному переулку заместитель начальника отдела правового управления РАР Алексей Котов передал требуемую сумму бывшему оперативнику СЭБ Максиму Цуканову, выступившему, по версии следствия, посредником. Как стало известно "Ъ", господин Котов на самом деле передал бывшему чекисту $100 тыс. наличными и "куклу", имитирующую оставшиеся $700 тыс. После передачи денег машина, в которой находился экс-чекист, была блокирована действующими оперативниками. Причем, как рассказывают адвокаты фигурантов, господин Цуканов, увидев приближающихся к иномарке чекистов, почуял неладное и попытался убежать, но безуспешно.
12 февраля Пресненский суд арестовал обоих фигурантов на два месяца, отклонив просьбы защиты о домашнем аресте. Оба были помещены в спецблок "Матросской тишины".
Московское Главное следственное управление СКР предъявило арестованным обвинение в покушении на мошенничество в особо крупном размере (ст. 30 и ч. 4. ст. 159 УК РФ). Давать показания оба отказались, сославшись на 51-ю статью Конституции РФ и ограничившись заявлением, что вины не признают.
По версии следствия, идея о вымогательстве денег у главы РАР пришла в голову осенью прошлого года экс-чекисту Цуканову. В декабре он встретился с господином Котовым на Мичуринском проспекте в ресторане "Дурдин", где, по данным следствия, заявил чиновнику, что к его шефу имеются большие претензии со стороны правоохранительных органов: якобы в отношении господина Чуяна проводится проверка, уже выявившая большое количество нарушений. Между тем, отметил бывший чекист, с помощью его друга Игоря, работающего в ФСБ, проблемы можно уладить. Как уверено следствие, используя свое высокопоставленное должностное положение, чекист должен был гарантировать "общее покровительство" главе федеральной службы, а также в будущем остановить "проведение оперативно-разыскных и иных проверочных мероприятий", если таковые будут осуществляться. Также бывший чекист обещал пресечь негативные публикации в СМИ в отношении господина Чуяна, которые появились после того, как его подчиненный пожаловался на рукоприкладство со стороны начальника.
После первого же разговора господин Котов передал его содержание главе РАР, а тот обратился в ФСБ. Следующие встречи, телефонные беседы между участниками переговоров проходили под контролем оперативников. При этом следствие отмечает, что оба подозреваемых "принимали максимальные меры предосторожности", практически не контактируя друг с другом. Поэтому, чтобы убедиться, что господин Цуканов действует в сговоре с "Игорем", а не блефует в одиночку, господин Котов настоял на личной встрече оперативника и главы РАР.
По данным "Ъ", 31-летний Игорь Коробицин стал оперативником ФСБ недавно, до этого профессионально занимался спортом. Старший лейтенант — мастер спорта по биатлону, несколько лет представлял на соревнованиях свое ведомство. Однако затем по собственному желанию был переведен в управление "П", где курировал в том числе и Росалкогольрегулирование. Как рассказал "Ъ" адвокат чекиста Александр Забейда, его подзащитный действительно занимался проверкой РАР, и его встреча с главой этой организации была связана с этой проверкой. По мнению господина Забейды, следствие не представило неопровержимых доказательств причастности его клиента к вымогательству, а само уголовное преследование чекиста защитник считает результатом провокации в отношении старшего лейтенанта. При этом господина Забейда выразил сомнение в объективности расследования, отметив, что дело о вымогательстве ведет "гражданское" управление СКР, а не военное, как это должно быть, когда речь идет об обвиняемых действующих военнослужащих. "Я считаю, следствие в данном случае не может быть объективным",— подчеркнул адвокат.
В Росалкогольрегулировании не стали комментировать ситуацию.