На безопасность движения потратили 2,8 млрд руб.
Смертность в ДТП упала за год на 3,7%
На повышение безопасности дорожного движения власти потратили в 2014 году 2,8 млрд. руб. В частности, было установлено более 1,3 тыс. дорожных камер и более 160 км пешеходных ограждений. В результате количество погибших в ДТП за год снизилось до 26,8 тыс. человек — это на 3,7% меньше, чем в 2013 году.
Данные о потраченных деньгах и выполненных мероприятиях содержатся в отчете дирекции Федеральной целевой программы (ФЦП) по повышению безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах. Напомним, что этот документ был утвержден правительством РФ в октябре 2013 года с финансированием в 32,4 млрд руб. (МВД, основной госзаказчик, запрашивало изначально 100 млрд руб.). 2014-й стал, по сути, первым годом выполнения этой ФЦП.
По данным дирекции, в 2014 году в рамках программы в России установили 1,3 тыс. дополнительных автоматических камер фиксации нарушений, более 160 км пешеходных ограждений, модернизировали более 1 тыс. светофорных объектов. Кроме того, было обустроено 817 нерегулируемых перекрестков, а также приобретено почти 2,2 млн световозвращающих элементов для пешеходов (раздаются бесплатно, в основном в школах). Напомним, что с 1 июля 2015 года вне населенного пункта пешеход, двигаясь вдоль трассы, обязан иметь светоотражатель (например, браслет) или яркую одежду со световозвращающими элементами. Сейчас ГИБДД рассматривает вариант раздавать школьникам мешки для сменной обуви со встроенными отражателям.
В ФЦП “Ъ” пояснили: часть выполненных мероприятий выполнялась на условиях софинансирования с регионами. Для этого субъект федерации заранее подает заявки, к примеру, на установку камер. Некоторые регионы, например Москва, заявки не подают, а закупают оборудование за счет собственного бюджета.
Что касается целевых показателей, то в программе заложено, что к 2020 году количество жертв аварий должно снизиться на 28,8% по сравнению с 2012 годом (до 19,9 тыс. человек). В 2014 году, согласно плану, число погибших должно было снизиться до 27,2 тыс., но по факту снизилось до 26,8 тыс. (на 3,7% меньше, чем годом ранее). Кроме того, меньше стало погибших в ДТП детей, уменьшился уровень социального риска (число лиц, погибших в авариях на 100 тыс. населения) и транспортного риска (число лиц, погибших в авариях на 10 тыс. автомобилей).
Сейчас главный вопрос в том, какое финансирование будет выделено на ФЦП в следующем году. Напомним, что в 2008 году из-за экономического кризиса предыдущая программа (по повышению безопасности движения в 2006–2012 годах) лишилась 44 млрд руб. По информации “Ъ”, новая схема финансирования ФЦП уже обсуждается в рамках поручения Белого дома сократить расходы. Между тем, по данным “Ъ”, заявки от регионов на софинансирование мероприятий уже поступают. К примеру, субъекты федерации запросили светоотражающих элементов на общую сумму, в десять превышающую возможности программы, а камер — в пять раз.
«По моим ощущениям, заслуги программы по повышению безопасности движения сильно преувеличены,— считает президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— На 3 млрд руб. эффект должен быть куда больше. Ведь смертность и аварийность снижаются и по другим причинам, не связанным с программой. Люди постепенно пересаживаются со старых, небезопасных “Жигулей” на современные иномарки. Начали строить более или менее приличные дороги с приличной разметкой. Свою роль играют и штрафы, но это уже заслуга депутатов».
Сколько прав выдали в 2014 году
По данным ГИБДД, в 2014 году 2,46 млн граждан получили водительские права, что примерно на 10% больше, чем годом ранее (тогда было выдано 2,23 млн удостоверений). 1,8 млн. граждан открыли категорию B, 64 тыс. — категорию А. Всего Госавтоинспекция провела 10,5 млн экзаменов, лишь 23% из них закончились успешно (право водить машину получил каждый пятый экзаменуемый). Читайте подробнее