"Мы продолжаем считать ситуацию обнадеживающей"
Глава представительства ЕС в России о ситуации в Донбассе и отношениях с Москвой
В понедельник вступили в силу новые санкции Евросоюза в отношении Москвы. О том, зачем в черный список внесли певца Иосифа Кобзона, об оценке Брюсселем объявленного перемирия в Донбассе и разрабатываемых Евросоюзом мерах на случай провала мирных усилий посол ЕС в России ВИГАУДАС УШАЦКАС рассказал специальному корреспонденту "Ъ" ЕЛЕНЕ ЧЕРНЕНКО.
— Как вы оцениваете подписанное в Минске соглашение и объявленное перемирие в Донбассе?
— Мы обнадежены тем, что договоренности достигнуты на таком высоком уровне. Рассчитываю, что это также является сигналом всем сторонам содействовать выполнению договоренностей. Ближайшие дни и, наверное, последующие три-четыре недели покажут, насколько эффективными и устойчивыми являются наши общие усилия: можем ли мы остановить раскручивание спирали войны и придать новую динамику процессу восстановления мира и согласия на Украине.
— Но в Дебальцево продолжают стрелять. Может ли ситуация вокруг этого котла сорвать мирный процесс?
— Кто-то называет его котлом, кто-то - плацдармом. Хотя режим прекращения огня в целом соблюдается, как сообщает ОБСЕ, мы крайне обеспокоены продолжающимися боевыми действиями в и вокруг Дебальцево и глубоко сожалеем о препятствиях, с которыми сталкивается миссия ОБСЕ при выполнении свой работы. Надеемся, что дополнительные меры, согласованные в понедельник, приведут к прогрессу.
Все стороны должны в полной мере придерживаться положений комплекса мер, который был подписан на прошлой неделе, и реализовывать их без промедления, в частности, прекратить любые военные операции, соблюдать всестороннее прекращение огня во всех районах, включая Дебальцево, и начать вывод тяжелого вооружения. Главное, чтобы огонь не распространился на всю линию соприкосновения, чтобы стороны придерживались подписанных договоренностей. Мы следим за ситуацией, и в целом продолжаем считать ее обнадеживающей.
— Что будет делать ЕС, если договоренностей не будут придерживаться ополченцы, понятно. А если перемирие сорвут добровольцы, воюющие на стороне Киева?
— Президент Украины Петр Порошенко издал указ по выполнению минских договоренностей: все (воюющие на стороне Киева.— "Ъ") обязаны прекратить огонь и придерживаться условий перемирия. И в целом режим прекращения огня на данный момент соблюдается. В остальном я не хотел бы забегать вперед. Мы, конечно, будем делать все возможное, чтобы все стороны, в том числе украинская, придерживались достигнутых договоренностей. Это включает и политическое давление, и другие имеющиеся в нашем распоряжении инструменты. Раскручиванию спирали насилия нужно положить конец.
— Но ЕС на случай ухудшения ситуации продолжает готовить следующий пакет санкций в отношении РФ?
— Мы действительно положительно оцениваем минские договоренности. Это шаг в правильном направлении. Главное теперь — чтобы записанные на бумаге слова стали конкретными делами. Надеемся увидеть реальную деэскалацию конфликта, восстановление мира и благополучия на Украине. Но если договоренности не будут выполняться, а Россия не примет активных мер в их поддержку, то Евросоюз, будучи приверженным поступательному подходу, может принять (в отношении РФ.— "Ъ") дополнительные меры. Но, естественно, мы предпочли бы не делать этого. Призываем всех сделать все возможное для поддержания перемирия и реализации минских документов.
— Когда глава МИД ЕС Федерика Могерини посетит РФ?
— Положительная динамика на Украине стала бы важным импульсом для содержательных и плодотворных переговоров между ЕС и Россией. Визит должен быть результативным.
— То есть конкретной даты визита нет.
— Да, даты пока нет. Но мы заинтересованы в том, чтобы такой визит состоялся и чтобы он был плодотворным.
— Несмотря на сотрудничество в некоторых сферах, отношения РФ и ЕС сегодня вряд ли можно назвать дружелюбными. Я слышала, вам пришлось съехать из резиденции на Полянке, которую послы ЕС в РФ занимали более 12 лет. В этом есть политическая подоплека?
— Не знаю, надеюсь, что нет. Хотя так совпало, что некоторые это оценили как часть российских антисанкций в отношении ЕС. Я и мои коллеги, конечно, очень сожалеем о том, что нам пришлось переехать. У нас был долгосрочный контракт через посредника с муниципалитетом Москвы.
Но муниципалитет Москвы выдвинул нам неприемлемые условия, подняв арендную ставку в два раза. Это было несопоставимо с реальными ценами в Москве. После ряда попыток все-таки договориться по выдвинутым нам условиям мы были вынуждены покинуть этот особняк, который, как я понимаю, до сих пор (с сентября) остается пустым.
— В СМИ еще говорилось о том, что власти РФ хотят ограничить возможности европейских дипломатов общаться со студентами российских вузов. Вы это на себе ощущаете?
— На днях я планирую посетить Мурманск, и никаких ограничений при организации этого визита я не почувствовал. Мурманск является одним из основных регионов приграничного сотрудничества РФ и ЕС, там много совместных проектов. В целом же ЕС планирует в этом году выделить более €200 млн на приграничное сотрудничество с Россией. Около €20 млн планируется потратить на программы студенческих обменов: мы рассчитываем, что в них смогут принять участие до 3 тыс. российских студентов и преподавателей. Надеемся, что преград здесь не будет. Хотя два российских вуза (не буду называть их) уже отказались от участия в этих программах, как и от приема европейских дипломатов.
— А вы там намеревались и о политике говорить?
— Я всегда говорю обо всех аспектах наших отношений. Убежден, что все члены общества, тем более студенты, заинтересованы в критическом осмыслении и свободном обмене мнениями. Университеты должны служить той площадкой, которая бы нам помогла лучше понять друг друга, особенно в такой период, когда мы являемся не только свидетелями страшного кровопролития на Украине, но также отмечаем, я бы сказал, конфликт между мировоззрениями России и Запада.
Хочу подчеркнуть, что с нашей стороны не чинится абсолютно никаких препятствий для проведения на территории целого ряда стран ЕС уже второго Панъевропейского марафона, организованного властями РФ. И мы также не создаем никаких барьеров по визам, а, наоборот, стремимся упростить поездки российских граждан, в том числе деятелей культуры, в Европу.
— А как же санкции в отношении Иосифа Кобзона, введенные с понедельника всеми странами ЕС?
— Это другое. Речь идет о мерах в отношении конкретных лиц, которые высказываются за нелегальную аннексию Крыма и эскалацию конфликта на Украине. Обычных граждан эти ограничения не касаются.
— А чем Иосиф Кобзон не обычный гражданин?
— Он почетный консул так называемой ДНР в России.