Отдать патенты в хорошие руки
Государство просят отказаться от прав на новые технологии ради будущих налогов
Модернизация российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности в целом завершена, но быстрых изменений в ее обороте в РФ пока не ожидается, констатировал вчера президиум Совета по модернизации и инновационному развитию РФ. Министр образования Дмитрий Ливанов предложил Белому дому вообще отказаться от коммерциализации государственной интеллектуальной собственности на ранних этапах — ради будущих налоговых поступлений.
Заседание президиума Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию, посвященное теме регулирования оборота исключительных прав, премьер-министр Дмитрий Медведев проводил на одном из крупнейших промпредприятий "новой экономики" — на площадке ООО "Хевел" (Новочебоксарск, Чувашия). Производитель тонкопленочных солнечных батарей, созданный группой "Ренова" и "Роснано" (Виктор Вексельберг и Анатолий Чубайс участвовали в запуске завода), вчера официально открыл производство панелей годовой мощностью 97,5 МВт по технологии швейцарской Oerlicon (часть акционеров аффилированы с "Реновой"). "Ренова" и "Роснано" инвестировали в проект около 20 млрд руб. В ближайшее время фотоэлектрические модули российского производства будут использоваться во внутренних проектах солнечных электростанций в РФ (254 МВт). Экспорт продукции "Хевел", как предполагается, станет конкурентоспособен после частичной модернизации технологии — новое поколение модулей разрабатывает резидент "Сколково", Научно-технический центр тонкопленочных технологий при санкт-петербургском Физико-техническом институте РАН имени Иоффе.
Хотя внутри крупных промышленных групп "инновационная экосистема" уже вполне работает, оборот продуктов интеллектуальной деятельности в РФ, как констатировал вчера на заседании премьер-министр, пока отстает от ожиданий властей. Дмитрий Ливанов в своем докладе продемонстрировал, что модель вовлечения в оборот интеллектуальной собственности в России существенно отличается от пройденных КНР и Южной Кореей аналогичных стадий развития инновационного рынка: РФ преимущественно импортирует технологии и довольно мало патентует за рубежом свои разработки. Дмитрий Медведев привел оценки Роспатента, по которым импорт интеллектуальной собственности в РФ превышает экспорт в 11 раз.
Во многом проблемы в этой сфере виделись в несовершенстве законодательства, однако, напомнил премьер-министр, с 1 октября 2014 года в России вступила в действие четвертая часть Гражданского кодекса. Ее принятие в целом решило проблемы правовой инфраструктуры интеллектуальной собственности в РФ. Создана в 2014-м и Единая государственная информационная система учета результатов НИОКР гражданского назначения, позволяющая контролировать оборот результатов интеллектуальной деятельности (РИД), созданных на бюджетные средства. Госкорпорации уже включают оборот интеллектуальных прав в свои бюджеты: так, представитель "Росатома" заявил, что планы по такому обороту выставлены дочерним предприятиям группы уже на 2015 год — с ориентировкой на экспорт технологий.
На самом совещании обсуждали в основном смежные и почти технические темы: охрану технологических инноваций, "промышленную" интеллектуальную собственность и регулирование оборота изобретений, полезных моделей, технологических инноваций. В этой сфере технико-правовых особенностей у РФ больше, чем в других секторах рынка исключительных прав. Отметим, впрочем, что правительство пока не верит в то, что изменение правового регулирования здесь существенно исправит ситуацию. Во многом оборот прав в этой сфере тормозится ее исторической закрытостью, во многом — аффилированностью с военно-промышленным комплексом и слабой совместимостью советской системы работы с РИД с практикой рынка. Дмитрий Ливанов вчера повторил одно из старых предложений, разрабатывавшихся при коррекции "Программы-2020" в 2011 году,— отказаться в целом от коммерциализации государственных РИД на ранних стадиях разработок. По мнению Минобрнауки, предполагаемые налоговые выгоды от появления производств, основанных на защищаемых технологиях, будут заведомо выше, чем возможные заработки государства от лицензирования.