"Европе стоит начать жить своим умом"
Изоляция России Европой нецелесообразна, заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан по итогам переговоров с президентом Владимиром Путиным. Он добавил, что Будапешт также заинтересован в открытости российского рынка для венгерских товаров. Политолог Константин Симонов считает, что позиция Европы может еще несколько раз поменяться.
Визит Путина в Венгрию еще полтора года назад вряд ли бы вызвал столько внимания и эмоций. Теперь же ситуация радикально поменялась. Венгрия оказалась одной из немногих европейских стран, публично задумывающихся о бесперспективности и даже опасности для самой Европы экономического давления на Россию. Европейские СМИ тут же присвоили Орбану статус последнего диктатора Европы, который раньше носил Лукашенко. Орбан давно уже стал любимой мишенью для критиков внутри ЕС. Его считают душителем демократии и свобод — во многом как раз из-за его позиции по России.
При этом не стоит видеть в Орбане безоглядного сторонника российской политики. В конце концов, Венгрия не наложила вето на санкции в отношении РФ. Скорее, речь идет о позиции прагматика. Ну ведь всем очевидно, что конфликт с Россией ослабляет экономический потенциал ЕС. Что без тех же российских энергоносителей европейскую экономику ждут большие проблемы. Орбан задает вопросы, которые должны задавать многие европейцы. Зачем покупать газ дороже, чем российский, да еще и без гарантий его доставки в нужных объемах? Зачем оказывать давление на страну, долгие годы бывшую хорошим рынком сбыта? Как напомнил Путин, Россия — самый крупный для Венгрии экономический партнер за пределами ЕС. Так что это тема прагматизма и, если хотите, возвращения капиталистического подхода.
Понятно, что без энергетики не обойдется ни одна дискуссия о наших отношениях. Вот и на пресс-конференции двух лидеров первый вопрос — про газ. Теме завершения газового контракта с Венгрией было придано космическое значение. Идея простая — если Венгрия не хочет продлять контракты, то про остальных уж и говорить не приходится. Фокус в том, что заканчивается только один не самый большой контракт, причем не завтра, а в конце года. Орбан заявил, что Россия готова отказаться от принципа "бери или плати". Путин ситуацию описал чуть по-другому: "Газпром" готов перенести на будущие периоды невыкупленные объемы и отказаться от штрафов. Это не столько уступка, сколько опять же прагматичная позиция, шаг навстречу потребителю. "Газпром" сознательно отказывается брать штрафы с европейских компаний за невыбор объемов не в первый раз. И, кстати, самый крупный амнистированный — это Украина. У нее набежало бы еще более $10 млрд долга. Тем же прагматизмом объясняется и желание убрать после 2020 года Украину из транзита — ведь гарантировать бесперебойные поставки газа через это государство нельзя.
Европа, правда, не дала строить "Южный поток" — что же, доставим газ до европейской границы в Греции, и дальше потребителям придется самим "развозить" газ по своим странам. Орбан с пониманием отнесся к "Турецкому потоку", хотя и Венгрии тоже нужно решать проблему доставки газа. Заменить в заканчивающемся венгерском контракте точку сдачи газа с Баумгартена на турецкий хаб с нового года не выйдет, потому что хаба этого еще не будет. Но потом менять контракты придется. У Венгрии нет границы с Грецией, значит, в одиночку она не справится. Но варианты есть. Либо расширять газопровод TAP до Италии и строить трубу на север страны с выходом на Австрию. Либо же делать отвод от хаба до Болгарии и повторять кусок "Южного потока" до Венгрии и Австрии, но уже без "Газпрома" как акционера. Все это вполне реально. Европе только стоит задуматься, наконец, о своих экономических интересах и начать жить своим умом.