Перевозки с местным лицом
Власти Приморья хотят реформировать систему железнодорожного сообщения
Администрация Приморского края планирует сделать ОАО «Экспресс Приморья», которым владеет совместно с РЖД, только региональным перевозчиком, чтобы повысить прозрачность формирования тарифа. Межрегиональные перевозки, которые компания сегодня также осуществляет, планируется передать новому юрлицу. В РЖД инициативу поддерживают, но решить вопрос в 2015 году не готовы из-за действующих обязательств «Экспресса Приморья» и долгов краевых властей в размере 3 млрд руб.
Под брендом «Экспресс Приморья» может появиться самостоятельное юрлицо, которое будет осуществлять пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении исключительно на территории Приморского края. Этот вопрос губернатор Приморья Владимир Миклушевский поднял на совещании в начале недели, сообщает пресс-служба администрации Приморского края. Сейчас «Экспресс Приморья» также возит пассажиров на территории Хабаровского края, Еврейской автономной и Амурской областей.
Как пояснил „Ъ“ первый вице-губернатор Приморского края по вопросам градостроительства, дорожного хозяйства, земельных и имущественных отношений, регионального государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Василий Усольцев, для региона это убыточный вид транспорта, к тому же администрация существенную долю дотирует из бюджета, покрывая разницу между затратами и установленным тарифом. В сложившейся структуре формирование затрат, которое производит РЖД, «непрозрачно» для краевых властей. «Чтобы снять эти вопросы, мы предложили создать отдельную структуру»,— отметил господин Усольцев.
ОАО «Экспресс Приморья» учреждено в 2005 году. РЖД является владельцем 51% акций компании, 49% принадлежит департаменту имущественных отношений Приморского края. Предприятие является перевозчиком на территории Приморья с 2009 года. С 2011-го осуществляет деятельность в Хабаровском крае, ЕАО, Амурской области. В общей структуре перевозок «Экспресса Приморья» 77% отправленных пассажиров и 67% пассажирооборота приходится на Приморский край.
На компенсацию выпадающих доходов перевозчика в 2014 году бюджетами субъектов РФ было направлено 531,8 млн руб., в том числе 182 млн руб. из бюджета Приморья. Это обеспечило 67% покрытия убытков. В 2015 году на эти цели в приморском бюджете также заложено 182 млн руб., но Василий Усольцев предполагает, что сумма увеличится до 300 млн руб. в связи с передачей «Экспрессу Приморья» маршрута ушедшего с регионального рынка «Аэроэкспресса».
К рассмотрению предложены следующие варианты реорганизации пригородного комплекса. Согласно первому, «Экспресс Приморья» остается работать только в Приморском крае, а на территорию других субъектов РФ заходят иные перевозчики. Второй предусматривает создание в границах Приморья новую компанию с участием РЖД, а администрация выходит из уставного капитала прежней. Последний вариант, считают железнодорожники, сопряжен с длительными организационно-правовыми процедурами, сообщил „Ъ“ источник в ДВЖД. В частности, для начала деятельности новой компании дополнительно необходимо оформление документов для передачи в ФСТ по включению общества в реестр субъектов естественных монополий, получение лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом. Кроме того, при завершении деятельности «Экспресса Приморья» в этом регионе встает вопрос отчуждения (продажи) доли акций, принадлежащих Приморскому краю. Также нужно решить проблему по закрытию всех долговых обязательств перевозчика. Кредиторская задолженность «Экспресса Приморья» — порядка 3 млрд руб.
Поэтому оптимальным сейчас выглядит вариант, когда «Экспресс Приморья» сохранит деятельность только в Приморском крае, а при согласии остальных субъектов РФ пригородные перевозки у них начнут осуществлять иные предприятия. В руководстве ДВЖД считают целесообразным заключить между ОАО «Экспресс Приморья» и администрацией Приморского края трехлетний контракт на 2016—2018 годы с подписанием соглашения о внесении в уставный капитал общества имущества РЖД на паритетной основе с краевой администрацией в этом же периоде. В качестве имущества рассматривается парк электропоездов, власти Приморья должны будут внести половину от его стоимости. «В этом случае затраты будут формироваться внутри предприятия. РЖД будет брать плату только за инфраструктуру, что составляет небольшую долю всех затрат»,— отметил господин Усольцев.
В любом случае реализация планов возможна после 2015 года. ОАО «Экспресс Приморья» нужно выполнять договорные обязательства с другими регионами (договор на транспортное обслуживание на этот год кроме Приморья подписан также с Хабаровским краем и ЕАО), отметили в ДВЖД. В то же время, добавил источник, первоначально, когда на Дальневосточной дороге создавалась пригородная компания, предполагалось, что она будет работать по всему ДФО, где проходит магистраль. И исходя из особенностей всего Дальневосточного региона, где на многих направлениях небольшие размеры пригородного движения, дробить перевозочную деятельность нецелесообразно, поскольку это только повысит эксплуатационные, административные расходы какого-либо перевозчика.