"Детские автобусные туры в России, возможно, доживают последние дни"
Специальный проект "Навстречу кризису"
Этот зимний сезон владельцы автобусных парков считают проваленным: школьников перестали возить на экскурсии, молодежь отказалась от модных вечеринок на колесах, а туристы предпочитают недальние поездки. Рынок надеется только на летнее оживление сегмента. Ставку делают на короткие программы по российским городам и ближнему зарубежью. Подробнее — в материале Светланы Беловой.
"Коммерсантъ FM" исследует ситуацию в разных секторах российского бизнеса, чтобы узнать, с какими трудностями столкнулись предприниматели и что они делают для того, чтобы не просто удержать, но и развить свое дело в эти сложные времена. Прямо сейчас — о сегменте автобусных перевозок.
Первыми от автобусных перевозок отказались школьные группы. Если раньше популярными были выезды по музеям, то с конца прошлого года родители стали экономить на детских развлечениях, сообщил руководитель компании Bus4rent Андрей Аветисов.
"Люди раньше заказывали школьные автобусы в месяц пару раз уж однозначно, сейчас они эти поездки ограничили до раза в квартал. Чтобы было понятно, поездка стоит в районе 6 тыс. руб., по самому минимуму, так и эти 6-7 тыс. они не набирают", — сообщил Аветисов.
Детские автобусные туры вообще в России, возможно, доживают последние дни. С 1 июля вступает в силу постановление правительства о новых требованиях к перевозке групп. Автобусы должны быть не старше десяти лет. Но этому требованию не соответствует 80% автобусного парка России, особенно трудно в регионах. Возрастной ценз на автобусы правительство планировало ввести еще летом прошлого года, но тут же встала проблема: школьников просто не на чем везти в детские лагеря отдыха. Перевозчики уверяют — автобус, как самолет, у него нет срока годности. Если запчасти и узлы вовремя менять, то машина прослужит несколько десятилетий. К тому же нужно понимать, что автобус автобусу рознь, возмутился генеральный директор транспортной компании "Эдельвейс" Андрей Дударев.
"Любой десятилетний Mercedes даст 100 очков форы, я даже не говорю про российский автопром, хотя бы китайский, которым насыщен сейчас наш рынок. Любой китайский автобус и конструктивно, и во всем плане сделан хуже, чем десятилетний европейский. Ситуация какая-то не очень правильная: значит 11-летний Mercedes эксплуатировать нельзя, а 9-летний ПАЗик можно", — отметил Дударев.
Плюс к этому у москвичей добавилась новая проблема. С 1 сентября дальше МКАДа внутрь города не будут пускать автобусы экологического класса ниже "Евро-3". Это требование мэрии тоже существенно сокращает автобусный парк. Перевозчики напоминают еще о том, что все запчасти для импортных автобусов закупают за рубежом и за валюту. Это тоже сказывается на маржинальности бизнеса. То, что рынок схлопывается, заметили даже владельцы модных передвижных клубов. Бар, дискотека и прогулка по ночному городу — и все это в одном автобусе. Развлечение оригинальное и недорогое — 8 тыс. руб. в час на 20-30 пассажиров. Даже традиционно насыщенный заказами новогодний сезон в этом году был провален, отметил соучредитель Party Bus Сергей Потапов.
"На самом деле, в этом году было очень плохо даже в новогодние праздники. Больше, наверное, телевизоры покупали по пять штук, чтобы потом перепродать. Особо никто не отдыхал", — рассказал "Коммерсантъ FM" Потапов.
Популярные автобусные туры по Европе тоже претерпели изменения. Подорожавшая валюта и недружественный настрой некоторых стран к России не добавили евро-трипам популярности. Турагентства разрабатывают новые антикризисные программы — комбинированные туры: автобус плюс поезд или только на автобусе. Они гораздо дешевле, чем предложения, например, прошлого года. И параллельно строятся новые маршруты: россияне стали больше ездить по своей стране и к ближайшим соседям, сообщила директор по маркетингу компании "Туртранс-Вояж" Ирина Маштакова.
"При уменьшении спроса на Европу у нас высвобождаются ресурсы, подготовленные кадры, которые могут работать в экскурсионных турах по России. Поэтому да, линейку расширяем, спрос растет, и это будет одной из наших ниш. Кроме того, спрос растет также и на Белоруссию, по сравнению с прошлым годом. Мы делаем разные программы, в том числе и патриотической направленности к 70-летию Победы. Интерес у аудитории есть, потому что такие туры мы можем позиционировать в рублях и это не отпугивает курсом евро", — уверена Маштакова.
Еще одна примета нового кризиса — возвращение челночных туров. Большие автобусы стали заказывать перекупщики. Как в 90-х, едут с большими сумками, например, в Иваново, закупают товар и возвращаются торговать в Москву.