«От счастья иногда тоже нужно отвлечься»

Антон Беляев о дебютном альбоме Therr Maitz

1 марта группа Therr Maitz выпустит свой первый альбом "Unicorn", а спустя неделю представит его в клубе Red. Борис Барабанов поговорил с лидером Therr Maitz Антоном Беляевым о том, как группа без хитов, без альбома, без русских текстов и с названием, о которое сломаешь язык, смогла стать самым востребованным и обсуждаемым коллективом новой российской поп-сцены

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

Чтобы попасть в студию, где Антон Беляев заканчивает работу над первым альбомом своей группы Therr Maitz, нужно пройти через помещение, где Николай Расторгуев из группы "Любэ" репетирует песню Юрия Антонова. Несмотря на то, что студийный комплекс Игоря Матвиенко, в котором господин Беляев назначил интервью, оборудован по последнему слову техники, от этого голоса и этой музыки возникает ощущение путешествия во времени, куда-то в пионерское детство. Это реалии, к которым Антон Беляев давно привык. После второго сезона шоу "Голос", где музыкант дошел до полуфинала, его группа стала едва ли не самым востребованным коллективом из относительно молодых. А молодыми у нас принято считать всех, кого раньше не показывали по телевизору. Перейдя в категорию "известных", Антон Беляев немедленно оказался в заветных списках телевизионных редакторов и ивент-менеджеров и неминуемо попадает под ковровый пулеметный обзвон, когда нужен молодой неглупый персонаж для ток-шоу или небанальный коллектив для корпоративной вечеринки. Сейчас 35-летний Беляев заседает с Игорем Матвиенко в продюсерской бригаде "Главной сцены" — российской версии talent-шоу "X-Factor".

"Им нужно, чтобы был кто-то вроде как свежий. Что-то свежее сказал, улыбнулся, и люди подумают, что не все так заскорузло",— объясняет Антон Беляев эту свою востребованность. Он пришел на "Голос", имея за плечами огромный опыт живых выступлений, от "битковых" концертов в клубах до хедлайнерских сетов на фестивалях. А еще раньше в качестве саунд-продюсера записывал песни для Игоря Григорьева, Елки, Полины Гагариной, Тамары Гвердцители. А до этого жил в Магадане и учился там играть джаз: первый состав Therr Maitz собрался именно в Магадане. Музыканты играли лаунж, в продаже можно найти сборник вещей того периода, но первым настоящим альбомом в истории Therr Maitz Антон считает "Unicorn".

Благодаря телевизионному прорыву Therr Maitz, не имеющие ни хитов, ни песен на русском языке, праздновали триумф

От лаунжа, с которым Therr Maitz в ранний период карьеры доехали аж до самой Японии, группа продвинулась в сторону трудно классифицируемой танцевальной музыки. Непросто представить себе другую группу, за которую бились бы одновременно "Казантип", "Максидром" и "Усадьба. Джаз". И это было еще до "Голоса". Благодаря телевизионному прорыву Therr Maitz, не имеющие ни хитов, ни песен на русском языке, ни полноценного альбома, в прошлом декабре собрали полный Crocus City Hall. Работая на сцене со специально приглашенным лондонским оркестром, группа, состоящая из самых востребованных сессионных музыкантов Москвы, праздновала триумф.

Прислушиваясь к доносящемуся из-за дверей голосу Николая Расторгуева, Антон Беляев, еще недавно проходивший по разряду "инди", рассказывает о том, как он чувствует себя "в тылу врага". "Чем дальше я погружаюсь в индустрию, тем сильнее меняются мои представления о людях, ее составляющих. В 18 лет я считал, что все это — говно, без исключений. И они все тупые. На самом деле это люди разного уровня цинизма. Человек, который одевается со вкусом и любит хорошую бразильскую музыку, может заниматься созданием абсолютно непонятных для нас вещей".

И речь вовсе не о Леониде Агутине, в команде которого Беляев блеснул в "Голосе" и которого называет своим другом и собутыльником,— хотя именно Агутин тот человек, которому лучше всего удается маневрировать между вкусом, качеством, компромиссом и цинизмом. "Я спел дуэт с его подопечной Элиной Чага, я это ему давно обещал. Но как только я зашел на "их" территорию и стал делать это своим ртом и руками, я тут же почувствовал резкий дискомфорт. Вот представь себе, мы садимся за песню, у нас получается что-то, что для нас самих приемлемо, не стыдно. Затем совершается несколько шагов, в результате которых появляется нечто, что среднестатистически любо "Русскому радио". С этого момента я перестаю это понимать. Для кого-то другого я могу это сделать, технически мне это по силам. Но себя самого внутри этого я никогда комфортно не почувствую".

Даже тексты на русском языке для Антона Беляева пока зона дискомфорта. Он уверяет, что внимание "Русского радио" для него не является жизненно необходимым. Ровно так же, как не является необходимым следование каким бы то ни было форматам. "Когда мы играли условный лаунж, он и в лаунж плохо попадал. Я никогда не решал для себя коммерческую задачу — понравиться определенным людям. Я делаю то, что мне нужно, то, что интересно музыкантам".

Большинство песен "Unicorn" знакомы публике по концертам — сейчас просто настало время выложить их на прилавок все вместе. Фанаты заждались. А фанаты у Therr Maitz преданные и привередливые. Они следят за каждым шагом и болезненно реагируют на ошибки. Беляев уверяет, что, написав один пост в соцсети, он может собрать 1,5 тыс. человек. Концерт в "Крокусе" был продан за 24 дня, хотя обычно рекламную кампанию здесь начинают за три месяца. Беляев в конечном счете согласен с тем, что его личное обаяние работает, как двигатель всей машины: "Да, это моя роль — я улыбаюсь".

"Тебе не кажется, что этот альбом выглядит этаким осколком счастливой эпохи, тучного времени? Что вот это ощущение хозяев жизни, которое вы несете, отчасти, как это было когда-то с "Моральным кодексом", что оно сейчас не очень к месту?" — "Эта музыка не заставляет тебя думать так, как мы за тебя решили,— объясняет Беляев.— Там нет слов типа "я порежу себе вены, если ты ко мне не вернешься". Она оставляет пространство для того, чтобы прикрутить ее к своей жизни там, где она нужна. Где-то ее будут играть диджеи, где-то возьмут в кино, в машине хорошо зайдет. Четкого месседжа здесь нет. Музыка — для того, чтобы отвлекаться от реальности, но не обязательно от плохой реальности. От счастья иногда тоже нужно отвлечься. У некоторых в жизни слишком много счастья".

Клуб Red, 8 марта, 21.00

 

Другие музыкальные альбомы недели


Marilyn Manson “The Pale Emperor”

Подробне об альбоме


Обе две «Дочь рыбака»

Подробне об альбоме


Alien24 “Alien”

Подробне об альбоме


Вся лента