«Эйр Самара» налеталась
Аннулировали сертификат эксплуатанта Самарской авиакомпании
Единственный самарский авиаперевозчик «Эйр Самара» всего спустя полгода полетов остался без сертификата эксплуатанта — документа, который разрешает компании совершать авиаперевозки. Росавиация аннулировала сертификат из-за грубых нарушений авиаперевозчиком стандартных эксплуатационных процедур, которые привели к аварийной посадке самолета «Эйр Самара» в аэропорту «Курумоч» в ноябре этого года. Авиаперевозчик осуществлял только коммерческие перевозки, анонсированное областными властями включение «Эйр Самара» в программу региональных перевозок так и не состоялось. Эксперты отмечают, что восстановить аннулированный сертификат эксплуатанта нельзя, а создание новой авиакомпании сегодня нецелесообразно.
Сертификат эксплуатанта ОАО «Эйр Самара» был аннулирован решением Росавиации 16 февраля. «Отзыв сертификата связан с недопустимыми грубыми нарушениями стандартных эксплуатационных процедур, которые привели к серьезному авиационному происшествию», — говорится в сообщении пресс-службы Росавиации.
Напомним, 25 ноября 2014 года при выполнении перегоночного рейса по маршруту Ульяновск-Самара в аэропорту «Курумоч» совершил аварийную посадку самолет Beechcraft King Air 350i авиакомпании «Эйр Самара». Воздушное судно не выпустило шасси и выкатилось за пределы взлетно-посадочной полосы. В результате аварии никто не пострадал. На борту самолета находились только два члена экипажа.
«Контрольная карта экипажем не выполнялась, положение шасси не контролировалось. При снижении последовательно срабатывала сигнализация, однако экипаж воспринимал ее как ложное срабатывание системы. В процессе приземления с невыпущенным шасси самолет получил серьезные повреждения нижней части фюзеляжа, двигателей и воздушных винтов. По итогам расследования было установлено неудовлетворительное взаимодействие экипажа, выразившееся в отсутствии контроля выполнения требований руководства по летной эксплуатации при возникновении и развитии особой ситуации, а также невыполнение экипажем операций по картам контрольных проверок», — сообщила во вторник пресс-служба Росавиации.
15 декабря ведомство приостановило действие сертификата эксплуатанта «Эйр Самара». После этого Росавиацией была проведена внеплановая инспекционная проверка регионального перевозчика, которая показала, что «руководство авиакомпании ненадлежащим образом относилось к внедрению системы управления безопасностью полетов, поверхностно занималось расшифровкой и анализом полетной информации и профилактикой авиационных происшествий по аналогичным причинам». «Менеджмент авиакомпаний не проводил скрупулезной повседневной работы по обеспечению безопасности полетов», — добавляют в пресс-службе Росавиации. В итоге сертификат эксплуатанта «Эйр Самара» был аннулирован.
ОАО «Эйр Самара» создано в июле 2010 года. 75,5 % акций принадлежит министерству имущества Самарской области, 24,4 % — ОАО «Самараоблавтотранс». Уставной капитал «Эйр Самара» составляет 155,9 млн рублей. По итогам 2013 года компания получила чистый убыток в размере 10,41 млн рублей.
Долгое время ОАО «Эйр Самара» существовало только на бумаге: у авиакомпании не было ни одного самолета, отсутствовала лицензия на право осуществления воздушных перевозок, а в штате числился только один человек — генеральный директор. Согласно первоначальным планам, «Эйр Самара» должна была начать полеты весной 2011 года, позже назывался срок до зимы 2013 года. Власти Самарской области планировали начать работу ОАО по сертификату «Мордовских авиалиний», с которыми планировалось объединить самарского перевозчика. Однако в феврале 2013 года Росавиация аннулировала у мордовского перевозчика лицензию, и идея слияния двух авиакомпаний сошла на нет.
В итоге в сентябре 2013 года правительство области приобрело по договору лизинга для ОАО «Эйр Самара» три воздушных судна Beechcraft King Air 350i за 1,5 млрд рублей, после чего авиакомпания подала документы в Росавиацию на получение сертификата эксплуатанта. Этот документ региональный перевозчик получил в июле 2014 года, а через месяц начал осуществлять коммерческие перевозки пассажиров. По замыслу областных властей, «Эйр Самара» в прошлом году должна была активно включиться в программу региональных перевозок. Однако недостаточное количество самолетов не позволяло ей начать осуществлять регулярные перевозки пассажиров.
Эту проблему должно было решить слияние «Эйр Самара» с ООО «Авиакомпания „Когалымавиа“» (выполняет полеты под брендом MetroJet). Владелец «Когалымавиа» Исмаил Лепиев летом прошлого года заявлял, что авиакомпания планирует довести пассажиропоток на самарских авиалиниях до трех млн человек в год (по итогам 2013 года пассажиропоток MetroJet составил 1,2 млн человек. — „Ъ“), и войти в пятерку крупнейших авиаперевозчиков России. Однако, по неизвестным причинам, которые в облправительстве не поясняют, слияния так и не произошло. Согласно списку аффилированных лиц, опубликованному ОАО «Эйр Самара» 12 января 2015 года, владельцами общества по-прежнему являются региональные власти.
Какова дальнейшая судьба «Эйр Самара», пока неизвестно: на запрос „Ъ“ в правительстве Самарской области вчера не ответили.
По словам главы аналитической службы «Авиапорт» Олега Пантелеева, восстановить аннулированный сертификат эксплуатанта нельзя. «Теперь единственный вариант — ликвидация юридического лица. Если честно, изначально не было смысла в создании авиакомпании с такими параметрами. Как говорится, умерла, и слава богу», — считает господин Пантелеев. Он также добавляет, что сейчас не лучшее время для создания нового регионального перевозчика. «Возможно, позже, когда пройдет череда банкротств авиакомпаний и рынок пассажирских перевозок достигнет дна, и будет какой-то смысл в этом», — объясняет Олег Пантелеев.