УК почувствовал себя неуютно
УК «Жилстройсервис» обвинила конкурента в переделе рынка
В Ульяновске на уровень обращений в администрацию президента РФ, к губернатору региона и в ОНФ вышел конфликт между совладельцами крупнейшей управляющей компании ЖКХ — ООО «Жилстройсервис». Новый совладелец вместо судебного раздела имущества начал делить имущество и рынок самостоятельно, что привело к ряду серьезных конфликтов. Эксперты считают, что система ЖКХ остается очень привлекательным бизнесом, в связи с чем борьба за рынок будет жесткой.
Руководитель одной из двух крупнейших в Ульяновской области частных управляющих компаний ЖКХ — ООО «Жилстройсервис» (ЖСС) — Николай Погодин обратился в администрацию президента РФ, ОНФ и губернатору региона с просьбой провести проверку конкурента — ООО «Группа компаний „Уютный дом“», в том числе на якобы наличие коррупционных связей. В документе отмечается, что 26 января этого года компания «Уютный дом» «произвела самовольный захват помещений, где располагались сотрудники „Жилстройсервиса“, осуществлявшие обслуживание 73‑х окрестных многоквартирных домов». Господин Погодин также заявил, что, пользуясь зашитой властей, компания начинает делить рынок в своих интересах.
Как пояснил „Ъ“ господин Погодин, представители компании «Уютный дом» захватили помещения ЖСС, «предъявив охране подложные свидетельства на право собственности», кроме того, начиная с осени, «Уютный дом» «при поддержке городских властей ведет работу по переводу обслуживания домов от ЖСС на себя через голосование собственников. Голосование, по его словам, идет по 27 домам, решения собственников по пяти из них „являются спорными, поскольку там же большинство голосовало и за „Жилстройсервис“, чего одновременно не может быть“, а еще на трех домах собственники, одумавшись, переголосовали обратно за „Жилстройсервис“». Он подчеркнул, что «все спорные вопросы как по имуществу, так и по обслуживаемым домам надо рассматривать в суде, а не через самоуправство».
В УМВД „Ъ“ подтвердили, что «имеются заявления „Жилстройсервиса“ о самоуправстве, проверкой по ним занимаются управление по борьбе с экономическими преступлениями и отделение полиции № 2».
Напомним, ООО «Жилстройсервис» было создано в июле 2005 года, оказывает услуги по управлению 120 многоквартирными домами района авиастроителей (более миллиона кв. метров). Первоначально находилось в собственности в равных долях Алексея Болотова и Ирины Чудиновой, хотя неофициально считалось, что ЖСС подконтрольна депутату ульяновской гордумы Геннадию Бударину. Сам господин Бударин это не подтверждает, хотя и не отрицает взаимодействия с компанией, в том числе дружбу с Алексеем Болотовым, отмечая, что имел намерения стать совладельцем ЖСС. Именно с этим он теперь связывает случившееся в марте прошлого года нападение на него (когда двое неизвестных подкараулили депутата в подъезде и молотками пробили ему голову и изуродовали кисти рук, по данным облпрокуратуры, это уголовное дело сейчас переквалифицируется в покушение на убийство и передается по подследственности в СУ СК РФ. — „Ъ“).
По словам руководства ЖСС, все изменилось после того, как в апреле 2014 года неожиданно, накануне развода со своей женой, вследствие «сердечно-сосудистой недостаточности» умер Алексей Болотов. В июне долю экс-владельца получил его племянник Александр Болотов (она была передана Андреем Мокровским, учредителем Ульяновской городской коллегии адвокатов № 1 (УГКА‑1), обслуживавшей ЖСС, который получил ее по неизвестным причинам в декабре 2013 года от Алексея Болотова. — „Ъ“).
Александр Болотов пояснил „Ъ“, что он пытался участвовать в управлении ЖСС, но его к этому «не допустили и даже не дали ознакомиться с документацией», после чего (в октябре 2014 г.) и было принято решение создать ООО «Группа компаний „Уютный дом“», где он и стал директором, а собственниками в равных долях — вдова Алексея Болотова Наталья и некто Максим Краснов. Он также сказал, что предлагал второму собственнику разделить имущество ЖСС и отдать помещения, но ему ответили отказом, а потому «с ними работать невозможно, надо делить имущество и рынок». Он утверждает, что «обратились по этим вопросам в арбитраж», «но суд — это длительный срок с непонятным исходом, и, имея все права на данные помещения, пришлось решить вопрос самим, в досудебном порядке». Александр Болотов также заметил, что дома «„из-под ЖСС“ переводятся по решению собственников жилья, которых в „Уютном доме“ привлекает более низкая цена услуг».
Стоит заметить, что, и вправду, согласно свидетельству о регистрации, спорные помещения были выкуплены из муниципальной собственности в рассрочку (выплата еще не завершена) в декабре 2013 года компаниями «Звезда», «Жилсервис» и «Строй-Артель», совладельцами которых сейчас являются Наталья Болотова (34 %) и Максим Краснов (66 %). Однако Ирина Чудинова называет помещения спорными, поскольку оплату по договору купли-продажи производил «Жилстройсервис», а не те три компании. Она также заявляет, что «никто Александра Болотова участия в управлении не лишал, просто пока не было необходимости собирать учредителей», и если сособственник не может работать совместно, то надо делить имущество через суд, хотя Александр Болотов «раздела не предлагал, просто с осени начал „войну“ со своей же компанией» (проверка „Ъ“ подтверждает, что в картотеке Арбитражного суда исков «Уютного дома» или трех компаний, претендующих на помещения, нет). Госпожа Чудинова отметила, что если придется делить компанию в арбитраже, то тогда второму собственнику должны достаться «не только половина имущества, но и половина долгов, которых немало, и чего тот явно не хочет».
Результатом борьбы собственников ЖСС стало «подвешенное» положение обслуживаемых домов, жильцы, которые не могут понять, что происходит, и кому из противоборствующих сторон доверять.
В правительстве Ульяновской области ситуацию комментировать отказались, заявив, что ни на кого давления не оказывают. То же говорят и в горадминистрации. «Город лишь голосует так, как проголосовало большинство собственников жилья, это их выбор», — сказал „Ъ“ замглавы администрации Ульяновска Александр Черепан.
По мнению председателя комитета по жилищной политике регионального заксобрания Геннадия Антонцева, «у обеих сторон есть свои нарушения, в которых разобраться простому собственнику жилья невозможно, и именно поэтому неправильно, когда город, который должен владеть всей информацией, самоустраняется от участия в собраниях и голосовании».
Руководитель СРО управляющих компаний «Симбирский дом» Григорий Николаев отмечает, что «главное в этой ситуации — чтобы не пострадало население». «Проблема в том, что несовершенное законодательство толкает управляющие компании на накопление долгов. И если кто-то хочет забрать дом под свое управление, то он должен получить и соответствующие долги, накопленные не по вине компании, в том числе и по инвестиционным кредитам. Но в законодательстве этот порядок не оговорен, и в итоге приходит какая-то команда, ничего не имеющая, но обещающая более низкие тарифы, и получает дом, оставив долги прежней управляющей компании. Это ненормально», — заключил господин Николаев.