Индикатор тоже думал
Власти Воронежской области корректируют планы развития
Депутаты Воронежской областной думы в ходе заседания, намеченного на 26 февраля, рассмотрят проект закона о внесении изменений в региональный закон о стратегии социально-экономического развития субъекта до 2020 года. Документ, внесенный губернатором Алексеем Гордеевым, корректирует индикаторы, предусмотренные стратегией, но не отменяет амбициозных целей, которые изначально ею закладывались. Эксперты считают, что более существенные изменения в стратегию могут быть внесены только по итогам текущего года.
В пояснительной записке к законопроекту корректировка стратегии обусловливается «рядом факторов». К ним, к примеру, относятся «общероссийские макроэкономические тенденции, повлиявшие на социально-экономическую ситуацию в регионе» и «усиление внешних факторов, в частности, международных санкций».
Как указывается в самом законопроекте, в 2014 году по результатам мониторинга реализации стратегии в систему ее индикаторов были внесены изменения. В частности, исключены показатели «Объем иностранных инвестиций» (по итогам 2013 года таковой составлял $600 млн, на 2016 год ожидался в размере $343 млн, а к 2020-ому — $500 млн) и «Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций» (в 2013-м — 40%, к 2016-ому — 30% и 2020-ому — 32%). Объясняется это тем, что «с 2014 года статистическое наблюдение по данным показателям не осуществляется». Также авторы стратегии заменили показатель «Наличие основных фондов по полной учетной стоимости на конец года» (в 2013-м — 1,1 трлн руб., в 2016-м — 1,5 трлн руб., в 2020-м — 2,09 трлн руб.) на «Коэффициент обновления основных фондов». Отказались от индикатора «Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно активных предприятий…» (в 2013-м — 14,1%, в 2016-м — 16,3% и в 2020-м — 24,5%), так как «динамика снижения показателя в течение последних трех лет не позволяет достигнуть плановые значения 40% в ближайшие пять-семь лет». Всего в скорректированный документ не вошли 11 индикаторов.
В оставшемся варианте сохраняются амбициозные планы региональных властей и экспертного сообщества, готовившего первоначальную стратегию еще в 2009–2010 годах. Так, согласно законопроекту, ожидаемая продолжительность жизни в регионе должна возрасти с 70,9 года в 2013-м до 75,4 к 2020-му, объем ВРП — увеличиться с 635 млрд руб. в 2013-м до 1,2 трлн руб. к 2020 году. Объемы производства продукции сельского хозяйства «в фактических ценах» должны увеличиться с 143,8 млрд руб. в 2013-м до 160 млрд руб. к 2020-му, объем инвестиций в основной капитал региональный предприятий — с 216,8 млрд руб. в 2013 году до 500 млрд руб. в 2020 году. Всего из прежнего варианта стратегии сохранились 23 индикатора, из которых семь были скорректированы.
В законопроекте указывается, что в прошлом году «санкции со стороны США и Евросоюза не оказали заметного воздействия на социально-экономическую устойчивость» области. По оперативным данным Воронежстата, индекс промпроизводства за 10 месяцев 2014 года составил 109%. Но в перспективе «негативные последствия могут быть связаны в первую очередь с ограничением доступа к длинным кредитным ресурсам для системообразующих финансовых учреждений», которые выступают в роли соинвесторов. «Промышленные предприятия остро ощущают угрозу прекращения импорта некоторых видов высокотехнологичного оборудования», поэтому, говорится в стратегии, «нельзя откладывать создание собственных конкурентоспособных производств». «Введение экономических санкций имеет не только отрицательный эффект, но дает шанс отечественным предприятиям подняться на новый виток развития», — поясняется в законопроекте.
Заведующий кафедрой экономики и управления организациями Воронежского госуниверситета, доктор экономических наук Юрий Трещевский, принимавший участие в разработке проекта, рассказал „Ъ“, почему пришлось отказаться от индикаторов, касающихся иностранных инвестиций: «Они недостаточно четко характеризовали инвестпривлекательность региона. В ряде случаев под ними понимались коммерческие кредиты, которые получали местные компании от иностранных. И чем больше была сумма долга, тем выше показатель». Господин Трещевский отметил, что сегодня сложно давать прогнозы развития экономики на ближайшие годы: «Ситуация очень изменчива. Только прожив 2015 год, мы сможем сделать определенные выводы. Но показатели стратегии в любом случае должны пересматриваться систематически. Ни один подобный документ не может быть с жесткими значениями».
«Рассматриваемый документ сложно соотнести с текущими экономическими реалиями, — считает заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. — К примеру, в глаза бросается прогноз по уровню безработицы. Уже в 2016 году она должна быть значительно ниже рекордного 2013-го. В условиях, когда потребительский спрос стремительно падает и в обозримом будущем не видно каких-то существенных драйверов для его стимуляции, в торговле, сфере услуг полным ходом идут сокращения, не очень понятно, каким образом может быть достигнута положительная динамика показателя. Амбициозной с этой точки зрения уже могла бы быть цель по сохранению текущего уровня безработицы».
Председатель общественной палаты Воронежской области Александр Соловьев считает, что пока «высокие темпы развития региона сохраняются». «Губернатор в стратегии ставит очень высокую планку для развития отраслей региональной экономики, и даже если мы не допрыгиваем до этой планки, все равно добиваемся более значимых успехов, — полагает господин Соловьев. — Мы понимаем, что если макроэкономическая ситуация изменится еще сильнее, индикаторы потребуют корректировки. Это нормально. Изначально низкую планку выставлять нельзя, иначе результатов не добьешься. В России нельзя расслабляться. Тем более ресурсы области еще не исчерпаны».