"Решение московского правительства больше напоминает поведение няньки в детском саду"

Власти Москвы согласовали с Минстроем законопроект, который приравнивает апартаменты к обычному жилью. Об этом заявил заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин. Управляющий партнер консалтинговой компании DNA-Realty Антон Белых ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Максима Митченкова.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Ранее Хуснуллин отмечал, что этот закон позволит владельцам апартаментов пользоваться социальной инфраструктурой, расположенной рядом: детскими садами, школами и поликлиниками. По его словам, изначально инвесторы заявляли, что строят апартаменты, чтобы сдать их в аренду. Но поскольку многие покупают их в собственность, надо приравнять их к жилью.

— Поясните, пожалуйста, чем апартаменты отличаются от обычного жилья?

— Апартаменты, в первую очередь, отличаются от обычного жилья тем, что они относятся к коммерческой недвижимости, соответственно, на них действуют совершенно другие нормы инсоляции, а также обеспечение социальной инфраструктурой. Это специфический сегмент рынка, в котором нельзя прописаться, который ориентирован на определенную категорию покупателей. Поэтому, на мой взгляд, последнее решение московского правительства больше напоминает поведение какой-то няньки в детском саду, которая слишком уж пристально следит за тем, чтобы детки вовремя кушали.

— А определенная категория покупателей — это что за категория?

— В основном апартаменты покупают, если это апартаменты, которые находятся в центре города, очень обеспеченные люди, для которых наличие по соседству муниципального детского сада, поликлиники, школы не является важным фактором, поскольку они все равно лечатся в частных клиниках и учат детей в частных школах и детских садах, им это совершенно не нужно. Поэтому апартаменты, которые покупают на окраине, в основном, молодые люди, одиночки или семьи без детей, которые не страдают хроническими заболеваниями и тоже, в принципе, не нуждаются остро в этой инфраструктуре. Я считаю, что человек должен сам выбирать, что он хочет: купить себе квартиру чуть дешевле на 10-20% или получить полный набор благ. Тем более что именно проектов жилья, которые обеспечивают возможность и прописаться, и так далее, на рынке достаточно.

— Если, по-вашему, людям не нужна эта инфраструктура, зачем тогда власти, как вы говорите, играют роль той самой няньки?

— Они любят это делать у нас, они любят все решать за людей, не давать человеку возможности выбора. У нас, к сожалению, это очень принято, как известное советское утверждение, что хорошего должно быть немножко. Собственно, я думаю, что позиция такая, потому что ничего они от этого особо не выгадывают, не выигрывают, возможно, конечно, появление каких-то дополнительных и мест в поликлиниках, и мест в школах, но все равно они будут в основном ориентированы на данные проекты, в итоге просто вырастет цена апартаментов, если там станет можно прописаться, на них станут формировать спрос приезжие региональные покупатели, что тоже взвинтит цены определенным образом, потому что сейчас апартаменты в основном покупают люди с московской пропиской, достаточно обеспеченные.

— А не может это быть давление, наоборот, со стороны, как вы говорите, обеспеченных людей на власти, чтобы им соответствующие полномочия дали?

— Нет, я общаюсь со многими обеспеченными людьми, сам не последний человек в мире, я последний раз был в муниципальной поликлинике в 2009 году.

— Вы счастливый человек, скажу я вам.

— Я всегда хожу в частные клиники, к сожалению.

— А как вы считаете, сейчас эти изменения повлияют на спрос со стороны потенциальных покупателей на апартаменты?

— Старые проекты, я так понимаю, будут развиваться все равно по-старому, потому что там уже нет возможности ничего изменить. А на новые — да, придет другой покупатель, изменится социальный состав покупателей апартаментов, появится очень много семей с детьми, появится очень много каких-то региональных жителей. Это не плохо и не хорошо, это просто взвинтит цены, просто повысит спрос на этот продукт, который был раньше продуктом для определенной группы граждан, которых это устраивало.

— А цены намного могут вырасти?

— Цены вырастут, они сравняются с жильем постепенно. Если сейчас апартаменты стоили в среднем на 10-15-20% дешевле обычного жилья, то со временем, не сейчас, конечно, но в течение нескольких лет, если все это будет принято и утверждено, они просто сравняются с обычным жильем, выйдут на обычный уровень, и рост будет вести себя точно так же, как обычное жилье. Плюс человек, покупатель, наверное, уйдет, потому что они, собственно, апартаменты покупали для того, чтобы жить там в определенном кругу, в определенных структурах, рядом с офисами, а не рядом с поликлиникой.

— Поясните еще: люди все-таки покупают апартаменты в качестве инвестиций или именно для того, чтобы там жить?

— Все по-разному. Кто-то покупает для того, чтобы жить, кому-то нравится, например, есть здания, где внизу есть офисы, а верхние этажи отданы под апартаменты. Человек покупает себе апартаменты наверху, а внизу на долгосрочной основе арендует офис. Ему это достаточно удобно, потому что он спустился, вышел на улицу, зашел через лобби в бизнес-центр — он уже на работе, не надо стоять в пробках, не надо никаких проблем. В "Сити" таких проектов много, на Павелецкой такие проекты есть. Довольно удобно — вот, пожалуйста. А кто-то покупает для сдачи в аренду и пересдает тем же экспатам, которые работают в этих офисах или топ-менеджерам, менеджерам, которые работают в офисах и не заинтересованы в приобретении собственной недвижимости, а в связи с тем, что часто меняют работу, хотят жить поближе к офису и снимают квартиры там, где работают.

— Господин Белых, как вы помните, может быть, такая практика уже была, когда какое-то жилье приравнивали к обычному и наделяли возможностью пользоваться соответствующей инфраструктурой, хотя до этого такого права не было?

— Нет, по-моему, таких примеров не было.

— Это впервые?

— Да, потому что, собственно, апартаменты — это единственный такой сегмент, который появился после 2009 года, стал очень активно развиваться и нашел своего покупателя на рынке.

Вся лента