"То, что сейчас предлагает Киев, — это нарушение минских договоренностей"
Самопровозглашенные ДНР и ЛНР просят Москву, Берлин и Париж воздействовать на Киев по поводу миротворцев. В непризнанных народных республиках расценивают обращение Совета нацбезопасности и обороны Украины к ООН о вводе миротворцев на донбасский участок российско-украинской границы как нарушение минских договоренностей. Об этом заявил полпред так называемой ДНР Денис Пушилин "Интерфаксу". Доктор исторических наук, политолог, профессор, руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелев обсудил ситуацию с ведущим "Коммерсантъ FM" Максимом Митченковым.
Денис Пушилин также сообщил, что республики направят совместное официальное письмо главам России, Франции и Германии. Ранее СНБО Украины одобрил обращение к ООН и Евросоюзу о развертывании на территории Украины миссий по поддержанию мира и безопасности. По словам секретаря Совета Александра Турчинова, МИД Украины подготовит обращение, а Верховная рада поддержит этот документ.
— Скажите, пожалуйста, это действительно нарушение минских договоренностей?
— В соответствии с минскими договоренностями передача под контроль Киева российско-украинской границы в районе Донбасса возможна только после нормализации ситуации на Донбассе и после определения статуса Донбасса в результате изменения конституции и госустройства Украины. Поэтому то, что предлагает сейчас Киев, это, конечно, нарушение минских договоренностей.
— Сначала должно быть изменение в конституции, а потом уже передача границы под контроль?
— Да, именно так это было записано, именно так была достигнута договоренность, именно об этом шли разговоры и в Минске, и так это понимают в Донбассе.
— Борис Александрович, как к этому отнесутся в ООН и в Евросоюзе, куда обратились власти Украины?
— Мне трудно сейчас спрогнозировать реакцию ЕС и Запада в целом, но мне кажется, что Запад согласится с тем, чтобы ввести миротворческие силы ООН для установления контроля над российско-украинской границей в районе Донбасса, поскольку на Западе считают, что Россия оказывает большую помощь вооружением и боеприпасами ополченцам в Донбассе. Поэтому перекрытие границы и контроль этой границы, по их мнению, сразу же ослабит позицию ополченцев, сделает их более сговорчивыми. Но другое дело, что любой миротворческий контингент в любую страну, а в данном случае на Украину и в район Донбасса, может быть введен только решением Совета безопасности. И здесь, конечно, нужно будет считаться с мнением и позицией России.
— А кто может ввести этот контингент, чьи могут быть миротворцы на Украине?
— В принципе, как я уже сказал, миротворцы вводятся только на основании решения Совета безопасности ООН, только он выдает мандат этим миротворческим силам. Мандат может быть по поддержанию мира, и может быть по принуждению к миру. В этом случае миротворческие силы имеют право использовать оружие для того, чтобы заставить конфликтующие стороны или одну из конфликтующих сторон придерживаться договоренностей. Какие могут быть по составу миротворцы? Они могут по составу быть разными. В принципе, конечно, ситуация, на Украине, ситуация в Донбассе может быть урегулирована только на основе введения миротворческих сил, на мой взгляд, но эти миротворцы должны располагаться на линии соприкосновения сил ополченцев и Украины, украинских вооруженных сил. Именно эти миротворческие силы должны развести конфликтующие стороны — это, пожалуй, самое главное. Опыт урегулирования балканского кризиса, других кризисов показывает, что, как правило, без миротворцев не обойтись.
— Борис Александрович, а миротворцы из России могут там появиться?
— В принципе, да, если Россия даст на это согласие. Дело все в том, что миротворцы вводятся, и состав миротворцев определяется с согласия конфликтующих сторон. Если Киев не будет возражать против присутствия российских миротворцев, то, конечно, могут в этих миротворческих силах участвовать и российские войска. Но я думаю, что это маловероятно, и я думаю, что в настоящее время это не в интересах России, поскольку это создает массу проблем для России. Туда могут быть введены миротворческие силы ООН в составе, скажем, Белоруссии, Казахстана, Швеции и Финляндии. Это бы устроило и ополченцев, как мне кажется, и украинскую власть, и власть в Киеве.