Первые за "Оскаром"
Кому и за что достанутся золотые статуэтки
Премия кино
Послезавтра в Лос-Анджелесе пройдет 87-я церемония вручения премии за заслуги в области кинематографа "Оскар". В этом году с количественной точки зрения фаворитами являются "Бердман" (Birdman) Алехандро Гонсалеса Иньярриту и "Отель "Гранд Будапешт"" (The Grand Budapest Hotel) Уэса Андерсона с девятью номинациями. Однако реально их шансы явно не равны, считает ЛИДИЯ МАСЛОВА.
В январе "Отелю" удалось обставить "Бердмана" с "Золотым глобусом" в категории "Лучшая комедия", и хотя за "Глобус" голосуют аккредитованные в Голливуде иностранные журналисты, то есть люди иного склада и других предпочтений, чем члены киноакадемики, это традиционный оскаровский барометр. Киноакадемия, в общем-то, тоже давно симпатизирует Уэсу Андерсону, который претендовал на различные призы и за "Семейку Тененбаум" (The Royal Tenenbaums), и за "Королевство полной луны" (Moonrise Kingdom), и даже за мультфильм "Бесподобный мистер Фокс" (Fantastic Mr. Fox), хотя до главной номинации дослужился впервые. К сожалению, надо признать, что историческая фантасмагория Уэса Андерсона, вышедшая в прокат почти год назад и ярко выступившая тогда на Берлинском кинофестивале, в феврале 2015-го уже немного подстерлась из памяти, несмотря на всю свою эксцентрическую яркость и зрелищность, за которую ей определенно светят какие-то "Оскары", касающиеся высокохудожественности картинки.
Между тем "Бердман", самый веселый фильм обычно склонного к занудству Алехандро Гонсалеса Иньярриту, сейчас выглядит более выигрышно, будучи все еще на слуху кинообщественности, быстро пресыщающейся впечатлениями и забывающей то, что потрясало несколько месяцев назад. Кроме того, "Бердман" отмечен призами режиссерской и продюсерской гильдии, что иногда служит более надежным оскаровским индикатором, чем "Золотой глобус", который в драматической категории достался "Отрочеству" (Boyhood) Ричарда Линклейтера, потратившего на этот проект 12 лет своей и актерской жизни. И хотя "Отрочество" (получившее также и главный приз британской киноакадемии BAFTA) рисует вполне репрезентативную картину среднеамериканской жизни и познавательно с социологической точки зрения, вообще к такому экспериментальному артхаусу киноакадемики-традиционалисты относятся сдержанно. Так что тут более высокими представляются шансы Патриции Аркетт на "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана — матери пресловутого отрока, чья жизнь с 6 до 18 лет отслеживается в картине. Однако вполне вероятно, что приз у нее отберет Эмма Стоун, сыгравшая язвительную, но по-своему трогательную дочку героя в "Бердмане".
Еще более понятно и предсказуемо все в категории "Лучшая женская роль", где царит Джулианна Мур, создавшая в драме "Все еще Элис" (Still Alice) опять же очень выигрышный с точки зрения киноакадемии образ — страдающей от Альцгеймера преподавательницы колледжа (надо добавить, что эта замечательная актриса номинируется уже пятый раз, и грех ее наконец не уважить). Такой же однозначный расклад в категории "Лучший актер второго плана" — будет странно, если им окажется кто-то другой, нежели Джей Кей Симмонс, сыгравший еще одного необычного педагога, преподавателя консерватории, в психологическом триллере "Одержимость" (Whiplash).
Что касается самого Бердмана, то есть блистающего и порхающего в костюме Человека-птицы Майкла Китона, то у него довольно серьезная конкуренция, учитывая, как нежно киноакадемия относится к байопикам, реально существовавшим персонажам трагической судьбы и обладателям экстравагантной, желательно пугающей внешности, требующей от актеров определенных жертв и готовности себя изуродовать. В мужской номинации в этом году широкий выбор на любой извращенный вкус: прежде всего Эдди Редмейн, сыгравший астрофизика Стивена Хокинга в "Теории всего" (The Theory Of Everything) так проникновенно, что в наш прокат она на днях выходит как "Вселенная Стивена Хокинга". Не отстает в пронзительности и Бенедикт Камбербэтч, играющий затравленного за гомосексуализм гения математики Алана Тьюринга в "Игре в имитацию" (Imitation Game). На славу постарался и драматизировавшийся комик Стив Карелл, наклеивший огромный нос для роли чокнутого миллиардера Джона Дюпона в "Охотнике на лис" (Foxcatcher), а третий год подряд номинированный любимчик киноакадемии Бредли Купер набрал изрядный вес для роли героя войны в Ираке Криса Кайла в "Американском снайпере" (American Sniper) Клинта Иствуда. У этой картины в активе шесть номинаций, большой кассовый успех, а в пассиве — немного противоречивая репутация из-за обрушившихся на картину пацифистских обвинений в чересчур патриотическом прославлении иракской кампании.