Заемно невыгодное сотрудничество
Валютные кредиты принесли ВМЗ первый годовой убыток
Впервые входящий в Объединенную металлургическую компанию Выксунский металлургический завод (ВМЗ) по итогам года показал отрицательный финансовый результат. Чистый убыток предприятия в 2014 году составил 2,5 млрд руб. при росте годовой выручки на 13%. В компании это объясняют переоценкой стоимости кредитов в иностранной валюте, которые составляют основную часть заимствований завода. По мнению экспертов, прогнозы ВМЗ на этот год выглядят консервативно на фоне повышения цен на трубную продукцию и прогнозируемого дальнейшего роста в течение года.
Финансовые и производственные результаты ВМЗ за 2014 год вчера представил его управляющий директор Сергей Филиппов. Выручка предприятия выросла на 13%, до 96,2 млрд руб. При этом зафиксирован убыток 2,5 млрд руб. (годом ранее чистая прибыль завода составляла 4,8 млрд руб.). Господин Филиппов объяснил это переоценкой кредитных обязательств в иностранной валюте. По информации топ-менеджера, на заимствования в долларах и евро приходится основная часть кредитного портфеля ВМЗ, так как подавляющая доля затрат завода в рамках инвестиционных проектов последних 10 лет пришлась на приобретение дорогостоящего импортного оборудования с привлечением кредитов иностранных банков. «Но на текущей деятельности завода этот убыток не сказался, так как мы имеем положительный финансовый поток. И наши обязательства по зарплате и расчетам с поставщиками сырья и услуг мы выполняем полностью и в срок», — подчеркнул директор ВМЗ.
В 2015 году, по расчетам Сергея Филиппова, выручка ВМЗ продолжит расти и достигнет 120 млрд руб. Прогнозировать объемы чистой прибыли руководство завода не берется. Однако господин Филиппов заверил, что финансовый результат предприятия будет положительным благодаря росту объема заказов. Так, по оценкам директора ВМЗ, объемы производства труб в целом вырастут на 20%, до 2,2 млн т, труб большого диаметра — на 16,7%, до 1,2 млн т, листового проката — на 50%, почти до 1 млн т. Производство железнодорожных колес, по прогнозам компании, останется на уровне 2014 года — 400–450 тыс. штук, что обеспечит загруженность колесного цеха на 50%. Небольшой объем производства колес в компании объясняют снижением спроса. Как пояснил Сергей Филиппов, это связано с сокращением производства вагонов в России из-за большого количества новых составов, выпущенных в прошлые годы, а также демпингом со стороны украинских поставщиков железнодорожных колес.
При этом представители предприятия отметили, что финансовые результаты, которые во многом зависят от внешних факторов, затрудняют реализацию планов по его развитию. Так, в 2015 году инвестиционная программа ВМЗ будет сокращена более чем на 40% по сравнению с предыдущим годом — до 3 млрд руб. «Мы приостановим инвестиции в колесное производство, в том числе исходя из снижения спроса. Будем развивать мощности пятого цеха — отделки труб, завершим запущенный в ноябре 2014 года проект антикоррозийного покрытия труб и работы на стане МКС-5000», — рассказал Сергей Филиппов, добавив, что ОМК разрабатывает антикризисный план для предпрития. В 2014 году в развитие ВМЗ было вложено 5,3 млрд руб., что на 36% меньше, чем в 2013-м. Снижение инвестиций на ВМЗ тогда объясняли завершением основных этапов инвестпроектов по обновлению мощностей и созданию новых в предыдущие годы.
Аналитик БКС Олег Петропавловский называет прогнозы ВМЗ консервативными. «Убыток предприятия — бумажный бухгалтерский показатель, который не означает, что завод не зарабатывает. И в 2015 году ВМЗ вполне может сработать в прибыль. Прогнозируя рост выручки на уровне 25%, компания как будто не учитывает рост цены на трубы. Между тем с января они уже подорожали на 8% и „Газпром“ уже согласился на ежеквартальный пересмотр цен. Предполагается, что в апреле цены вновь вырастут на 10–15%», — комментирует господин Петропавловский. Что касается заказов предприятия, то, по его мнению, основную загрузку обеспечат проекты «Газпрома» «Сила Сибири» и альтернативный вариант «Южного потока» — «Турецкий поток».