На чем Россия держится?

Минэкономразвития РФ сформировало список из 199 системообразующих предприятий, имеющих право на господдержку. Их прибыль — это более 70% совокупного национального дохода России.

Рисунок: Константин Куксо, Коммерсантъ

На людях дела, которые своим трудом и энергией создают и товары, и услуги, и рабочие места. Именно они, предприниматели, сегодня ключевой ресурс развития страны. И все, чего они ждут от государства, это чтобы их инициативе был дан зеленый свет.

Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей


Таких предприятий не 200 и не 300, а тысячи. А этот список — лишь еще одна форма поддержки банков, предприятиям это ничего не даст. В кризис 2008-2009 годов поддержки производства тоже не было. Из выделенных на банковские гарантии денег использованы были считанные копейки. А банки за счет госгарантии могут увеличивать прибыль. Такие списки — от лукавого.

Валерий Гартунг, первый зампред комитета Госдумы по промышленности


Россия держится на потрясающей истории государства и на тех личностях, которые эту историю творили. И, конечно же, на честных предпринимателях и их инициативе, благодаря которой страна развивается. А еще, как говорил наш великий соотечественник, у России два друга: армия и флот.

Николай Цуканов, губернатор Калининградской области


Должна держаться на малом и среднем бизнесе. Он обеспечивает конкуренцию, заставляет лучше использовать инвестиции и не дает крупным компаниям завышать цены. Без этого нет стимулов к эффективности, а значит, и экономического роста. Список Минэкономразвития не дает ответа на вопрос, на чем мы держимся, потому что критерий там один — доходы. Но роль ритейла не стоит преуменьшать. Тот же "Ашан" в России оказывает большое влияние на товарооборот, а цены рассчитаны на широкого потребителя. Не вижу ничего плохого в его поддержке, даже если бы "Ашан" полностью был иностранным.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, бывший министр экономики России


Россия держится на тех, кто своим трудом, умом и энергией противостоит непрофессионализму, корысти и безответственности властей предержащих. Власть сначала отдает 1 трлн 450 млрд банкам на капитализацию, одновременно повысив ключевую ставку так, что кредиты для бизнеса становятся недоступными. А затем, выбрав 199 предприятий, заставляет нас расплачиваться за свои ошибки.

Оксана Дмитриева, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам


Пока мы сильны лишь духом. Если уж иностранные компании являются нашей основой, то чего здесь говорить-то? До тех пор пока мы не поймем, что дальнейшее огосударствление экономики — это путь в никуда, у нас не будет экономического развития. Бизнес не чувствует стремления властей построить экономически независимое государство. Свободного духа предпринимательства, который позволил бы подняться с колен, в стране нет. И, пока его не будет, не будет и серьезных изменений.

Виктор Семенов, основатель холдинга "Белая дача", бывший министр сельского хозяйства России


На трех слонах. Первый — с пачки индийского чая, популярного в советское время, второй — которого водили по улице в басне Крылова, а третий — тот, у которого слепой не может определить, где хвост, а где хобот. А что до предприятий, я все чаще вспоминаю принципы марксизма-ленинизма, которые я проходил в школе и институте. И там говорилось: "Базис определяет надстройку". Так вот, думаю, Россия сейчас держится на базисе, созданном в советское время.

Вячеслав Малежик, музыкант


На плечах всех российских компаний, и любая из них имеет право на поддержку. Надо только анализировать, насколько нужны государству ее услуги или продукция. А зачем помогать торговым сетям, тем более иностранным? Они и так жируют! Государство должно поддерживать производителей — авиастроение, оборонную промышленность, сельское хозяйство. Ивановских ткачих надо поддерживать!

Евгений Тарло, член комитета Совета федерации по экономической политике


Во всем мире нормальные страны держатся на малом и среднем бизнесе. Это такая закономерность капитализма, в который мы вступили. Если у нас этого нет, и все ограничивается общими фразами по этому поводу, тогда, я думаю, мы не выстоим. А в культуре мы тоже держимся на отдельных личностях и именах, нет никакой системы господдержки, не только материальной, но и моральной. Есть кучки людей, которые приближаются к власти, а все остальные барахтаются по мере своих сил.

Максим Дунаевский, композитор


Первое — Путин Владимир Владимирович. Второе — ОМОН. Когда правительство Примакова выходило из гораздо худшей ситуации, оно сделало простую вещь: не раздавало деньги банкам, а выделило определенные предприятия, которым стоит помогать, чтобы вытащить всю нашу экономику. Может быть, это путь сюда же, если так, это хорошо, если не так, то плохо.

Владимир Бортко, зампред комитета Госдумы по культуре, режиссер

ВОПРОС НЕДЕЛИ / ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД*


От кого надо защищать Отечество?

В канун Дня защитника Отечества мы задали читателям очень простой вопрос.

От расширяющегося блока НАТО и имперских амбиций США.

Аркадий Баскаев, депутат Госдумы


От международного терроризма и преступлений, основанных на высоких технологиях.

Анатолий Куликов, депутат Госдумы, бывший министр внутренних дел


От реформ, творимых нашими собственными руками.

Николай Харитонов, лидер депутатской агропромышленной группы


Прежде всего от НАТО, Турции, экстремизма, терроризма, сепаратизма.

Владимир Жириновский, заместитель председателя Госдумы, лидер ЛДПР


От себя. Все беды, неприятности, опасности — в нас самих.

Анатолий Трушкин, писатель-сатирик


От цивилизации.

Александр Невзоров, тележурналист


От журналистов, содержателей и почитателей газеты "Коммерсантъ". От тех, кто взорвал страну изнутри.

Анатолий Лукьянов, депутат Госдумы

*Должности указаны на момент опроса.
Вся лента