Редкая птица
Изабелла Блоу и Александр Маккуин
Одной из самых ярких звезд ушедшей модной эпохи была Изабелла Блоу. Она родилась в богатой аристократической семье, правда, после расставания ее отца с матерью Исси, как звали ее друзья, досталась лишь малая часть его шестимиллионного состояния. Тем не менее это была сумма, эквивалентная современному £1 млн. Но Блоу никогда не умела распоряжаться деньгами, после старших классов школы она работала и продавщицей в бакалейной лавке, и уборщицей. Бросив родную Англию, она отправилась за счастьем и образованием в Америку, где поступила в Колумбийский университет на программу истории искусств в 1979 году. Она никогда не была красавицей, но любила яркую одежду с индивидуальным характером, а также легко находила общий язык с людьми любого социального класса и, по признанию современников и друзей, обладала потрясающим чувством юмора, которое сочеталось с правдолюбием. Она начала работать ассистентом главного редактора американской версии Vogue Анны Винтур и вскоре стала активным членом нью-йоркского модного и художественного кружка, дружила с Уорхолом и Баскья. Вскоре Исси вернулась в Лондон, где стала с 1986 года работать в журнале Tatler, уже пару сотен лет к тому времени занимавшемся документированием жизни британской аристократии. Начав с редакторской позиции в отделе моды и отвечая за стилизацию съемок, она вскоре стала директором отдела. Следующим местом ее работы стал журнал Sunday Times Style. Эксцентричность Блоу выражалась в манере не только одеваться, но и тратить деньги. В редакцию журналов приходили бесконечные чеки за такси, платья и костюмы haute couture ведущих домов, купленные ею "для работы", а также счета за организацию съемок. Ее съемки, больше напоминающие театральные постановки, могли проходить по всему свету, от дворцов индийских махараджей до катакомб лондонской подземки, на них могли сжигать гигантские гильотины или задействовать полсотни металлических рыцарских доспехов. Ни одна из ее работ не оставалась незамеченной — ни для модного мира, ни для бюджета журнала. Когда редактор попросил ее ужаться в расходах, она стала разъезжать по городу на метро и автобусе — в кутюрных платьях и шляпах, иногда еле проходивших в двери.
Так получилось, что наряды, которые носила Блоу, становились находками для всей мировой моды. Впервые так произошло с дизайнером Филиппом Трейси, который показал ей свои шляпы в конце 1980-х. Изабелла тут же влюбилась в них и предложила ему сделать шляпу для церемонии ее бракосочетания со вторым мужем, Детмаром Блоу. Шляпа напоминала рыцарский шлем с металлической сеткой. С тех пор Изабелла не появлялась на публике без головного убора, постоянно то покупая, то заимствуя шляпы у Трейси. Она даже поселила дизайнера у себя дома в Белгравии, чтобы он мог работать над новыми произведениями. Блоу перезнакомила его со своими аристократическими подружками, больше тридцати из которых имели непосредственное отношение к королевской семье, а также главными байерами британских универмагов, вроде Harrods. Изабелла не раз так поступала: и с обувным дизайнером Маноло Блаником, и с Хусейном Чалаяном — она собственноручно отнесла его первую коллекцию в Browns, где ей тут же нашлось место не где-нибудь, а в витринах.
Но самым главным модным проектом Блоу и самым главным ее разочарованием стал Ли Маккуин. Кстати, именно она предложила ему использовать второе, "более аристократическое" имя Александр. Увидев выпускную коллекцию Маккуина в 1994-м на показе в Saint Martins, она выкупила ее за £5 тыс. и назначила ему еженедельное содержание в размере £100. Так сын таксиста и шестой ребенок в семье, не понимавшей и не принявшей увлечение своего сына пошивом одежды, получил одного из самых влиятельных покровителей в мире моды того времени. И музу. Она помогала ему с идеями и деньгами, спасала от депрессии, забирая в поместье мужа, и изо всех сил боролась за его карьеру. Благодаря связям Блоу 27-летнего Маккуина пригласили работать креативным директором Givenchy. После этого он немедленно забыл о своей покровительнице, не предложив ей никакой оплачиваемой роли в своем новом модном мире. Изабелла расстроилась, их друзья не понимали, как он мог оставить ее без копейки в кармане, получив поддержку большого концерна LVMH. Дела в Givenchy шли не очень хорошо, Маккуин тяжело переносил прессинг модной индустрии и вскоре, снова благодаря Изабелле, получил контракт у главного конкурента LVMH — Gucci Group, которая выкупила у него контрольный пакет акций его собственной марки. С тех пор бренд Alexander McQueen стал одной из самой ярких звезд на модном небосклоне.
Узнав, что не может иметь детей, а позднее, что болеет раком, Изабелла Блоу несколько раз предпринимала попытки самоубийства. Последняя из них, в мае 2007-го, удалась. Ее протеже в мире моды не смог противостоять прессингу модного мира и своей затяжной депрессии. В феврале 2010-го он покончил жизнь самоубийством. Жизни Блоу и Маккуина, двух ярчайших представителей модного мира, были настолько тесно переплетены, что даже оборвались почти в одно и то же время.