Дожить до транша
Павел Шеремет — о новой украинской национальной идее — ожидании помощи от МВФ
Экономические вопросы на Украине на минувшей неделе затмили даже военные: лавинообразный обвал курса гривны едва не привел к всеобщей панике
В окружении украинского президента стараются не спугнуть премьер-министра Яценюка и не спровоцировать его отставку. Как рассказывают депутаты из Блока Петра Порошенко, во фракции действует негласная установка: не провоцировать Яценюка на бегство из правительства, заставить его работать и "не дать соскочить под благовидным предлогом". Порошенко не хочет, чтобы Яценюк, готовясь к следующим выборам, ушел из правительства и занял удобную политическую позицию критика власти, задача — чтобы он все-таки взял на себя политическую ответственность за экономические реформы. Кроме того, "Народный фронт" премьера контролирует в Верховной раде 90 голосов, без которых невозможно принять ни одного серьезного решения. Сохранить правящую коалицию и вынудить не любящего экономическую рутину премьера с хорошим английским заняться спасением экономики — вот задача.
При этом сам Арсений Яценюк заявляет, что уходить из правительства не собирается и, хотя осознает, что ставит под удар свое политическое будущее, не отступит. Премьер даже собрал ведущих украинских журналистов на закрытый брифинг и жаловался на огульную критику со стороны прессы. Однако смягчить черствые сердца журналистов премьеру не удалось. Все помнят ставшую уже нарицательной его фразу про "кулю в лоб, так кулю в лоб" на Майдане и попрекают Яценюка тем, что под его руководством правительство не провело ни одной серьезной экономической реформы, а все громкие заявления на поверку оказывались пшиком.
Реформы, как считают в Киеве, начнутся на этой неделе — под давлением Международного валютного фонда. Депутаты должны утвердить план жестких действий, согласованных с МВФ. Без этого Запад не выделит обещанные 40 млрд долларов кредитов и не пришлет первый мартовский транш, который на Украине ждут как манну небесную: без этой помощи экономике страны грозит коллапс. Очередной тревожный звонок прозвучал на прошлой неделе — обвалилась гривна. Национальная валюта рухнула почти на 20 процентов за неделю и перешла психологический рубеж в 30 гривен за доллар, что вызвало панику у населения и истерику у политиков.
В поисках виноватого
Прямо во время заседания правительства премьер Яценюк набросился на руководство Национального банка с критикой. Глава украинского правительства обвинил Нацбанк в том, что тот без консультаций с ним ввел ограничения на валютные операции. При этом разгневанный премьер противоречил сам себе: он требовал усиления контроля и критиковал банкиров за его введение одновременно. "Мы неоднократно советовали Нацбанку взять ситуацию под жесткий контроль. Четкие понятные шаги для того, чтобы люди перестали снимать депозиты, чтобы сбить спекулятивную волну, которая есть сегодня в Украине. Экспортеры чтобы вернули валюту, которую они держат за границей, и (чтобы) не дать возможности импортерам по левым контрактам выгонять валюту и ждать повышения курса",— негодовал Яценюк.
Как выяснилось, больше всего его раздражало, что с ним не посоветовались, но при этом он несколько раз подчеркивал, что курс национальной валюты — это ответственность Национального банка, а не правительства. Ничем вменяемым с точки зрения экономической политики это эмоциональное выступление не завершилось: премьер покинул заседание, отправившись к президенту Порошенко проводить вместе с главой Нацбанка и министром финансов "срочные экспертные консультации". Вслед ему кто-то требовал созвать Совет национальной безопасности, чтобы остановить падение национальной валюты...
К вечеру министр финансов и глава Нацбанка сообщили, что план спасения гривны утвержден, хотя детали плана не раскрываются. Главное — это усиление контроля над возвращением валютной выручки экспортеров в Украину и борьба со спекулянтами, которые скупают доллары и прячут их за границей. "Фундаментальных причин для такого стремительного падения гривны нет. Ни НБУ их не видит, ни правительство, ни МВФ. Эти все нерациональные движения связаны с иррациональным поведением рынка, который больше движим страхами",— прокомментировала ситуацию глава Нацбанка Валерия Гонтарева. Иррациональности, наверное, хватает. Но есть, безусловно, и объективные предпосылки для падения гривны: экономика падает, ожидания у людей негативные и даже обещания МВФ выделить 40 млрд помощи не успокаивают людей.
— У нас в прошлом году сильно упал экспорт и, соответственно, экспортная валютная выручка. Но за январь — февраль 2015 года экспорт упал еще на 30 процентов,— поясняет Гонтарева "Огоньку". При этом она утверждает, что у Нацбанка точно хватит резервов удержать курс от катастрофического обвала до прихода первого транша международной помощи в середине марта. И отрицает, что Украина решится объявить дефолт, отказавшись платить по своим долгам: "Для чего мы разрабатывали программу вместе с МВФ, если собирались не платить? Мне очень нравится эта программа, я ее просто люблю. Мы там все подробно расписали, все наши действия на год вперед".
Мы разговариваем под аккомпанемент акции протеста, которая почти неделю проходит перед центральным входом в Нацбанк. Человек 30 расположились прямо на асфальте, развернули лозунги, выставили мусорный бак и обозвали это все "кредитным Майданом". В первые дни активисты еще периодически включали сирену воздушной тревоги, а из окрестных домов в ужасе начинали выбегать люди. Милиция в итоге решительно попросила протестующих: киевлян не пугать, ограничиться только мегафонами и антиправительственными лозунгами.
Атака на главу Национального банка идет по всем фронтам: иногда по ночам акции протеста устраивают и перед домом, где живут дети главного банкира Украины. Похоже, что главные заказчики этого — украинские олигархи, которым мешают прятать валютную выручку в офшорах и заниматься спекуляциями через подконтрольные банки. Против главы Национального банка объединились все основные олигархи, судя по заявлением тех политиков, которых они содержат. Но никто не объясняет, как можно удержать курс гривны, имея валютных резервов всего 6 млрд долларов, а внешних долгов — почти на 40 млрд долларов и постоянный дефицит торгового баланса.
— Вы чувствуете спину президента Порошенко? — в лоб, как мне кажется, спрашиваю главу Нацбанка Украины.
— Вы хотите спросить, нуждаюсь ли я сейчас в защите и достаточно ли меня защищают? — усиливает вопрос Валерия Гонтарева и не выдерживает, эмоционально срывается, на глазах появляются слезы. Она была серьезным инвестиционным банкиром, самым крупным игроком на рынке ценных бумаг Украины, а сейчас вынуждена оправдываться за часто абсурдные обвинения и переживать за судьбу детей. Хорошо распределять деньги и слыть успешным банкиром. Почти невозможно удержаться при власти, когда казна пуста и идет война.
В долговой пучине
За прошедший год госдолг для Украины стал серьезным бременем
69,8 млрд долларов составляет государственный долг Украины на начало 2015 года, в том числе:
38,8 млрд долларов — внешний госдолг
82% внешнего госдолга Украины приходится на США
6,5% — на Россию
4,3% — на Китай
3,2% — на ЕС
Более 9 млрд долларов — объем иностранных кредитов, привлеченных правительством Украины в 2014 году, в том числе:
4,6 млрд долларов дал МВФ
1,2 млрд долларов — Международный банк реконструкции и развития
1,1 млрд долларов — Европейское сообщество
1 млрд долларов — евробонды под гарантии США
1,6 млрд евро — Германия
179 млн долларов — Канада
96 млн долларов — Япония
5,5% госдолга погасила Украина в 2014 году
52,2% госдолга Украина обязана погасить с 2015 по 2018 год
Почти 11 млрд долларов необходимо выплатить Украине по внешним долгам в 2015 году, в том числе:
3,3 млрд долларов — на погашение облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ), выпущенных в 2013 году
1 млрд долларов — по обязательствам перед МВФ
около 840 млн долларов — на погашение ОВГЗ 2005 года выпуска
около 500 млн долларов — на погашение ОВГЗ 2010 года выпуска
6,4 млрд долларов составляет размер золотовалютных резервов страны на начало 2015 года
20,42 млрд долларов — размер резервов на начало 2014 года
Источник: Минфин Украины, НБУ, РИА "Новости Украина"
Заработать на кризисе
Экономику Украины призывают спасать всем миром. Даже вышла из тени Юлия Тимошенко, которую почти полгода не было слышно. Теперь она собирает у себя видных экономистов Украины и обсуждает с ними, как выходить из кризиса. Тимошенко публично не критикует правительство и президента, демонстрирует взвешенность, спокойствие и "государственный подход" — на это обращает внимание ее пресс-служба. Журналисты понимают иначе: кризис — это стихия Тимошенко, возможность вернуться в игру. Верховная рада, в которой правят бал популисты, мгновенно возносит на пьедестал и так же стремительно свергает любые авторитеты.
Без депутатов не обойтись: премьер Яценюк вместе с министрами всю неделю ходил по парламентским фракциям и просил поддержать непопулярные меры. Главные из них — резкое увеличение тарифов на коммунальные услуги и сокращение расходов государственного бюджета. Но это далеко не все.
МВФ, например, требует разобраться с гигантским дефицитом компании "Нафтогаз", которая задорого и за доллары покупает газ в России, но задешево и за гривны продает его потребителям. В результате образовалась гигантская черная дыра. "Нафтогаз" всегда был потайным карманом украинской власти, из которого политики и приближенные олигархи таскали деньги на свои нужды, откладывая час расплаты на будущие поколения. Теперь, похоже, час пришел: рост тарифов запланирован огромный.
Однако платить придется. Как и придется урезать государственный бюджет. Напомню, что его принимали ночью за пару дней до Нового года. Депутаты считали, что утверждение бюджета — единственное условие МВФ, поэтому принимали его любой ценой, не забыв увеличить все возможные расходы. Теперь предстоит их люто резать. Но от чего отказаться? Учитывая то, что зарплаты учителей и врачей ничтожные, а на востоке страны идет война.
"Мы отстояли пенсионный возраст,— гордо рассказывает Яценюк депутатам.— Пенсионный возраст поднимать не будут". На этом, однако, радостные сообщения заканчиваются. И все громче слышно недовольство премьером. Все чаще звучат открытые обвинения в коррупции в его адрес. По крайней мере, этот вопрос западные эксперты, приезжающие на Украину, задают одним из первых: Яценюка подозревают в том, что он лоббирует или как минимум боится наступать на интересы олигарха Коломойского и втянулся в какие-то энергетические схемы с олигархом Ахметовым.
"Олигархи стали еще влиятельнее, чем раньше. До Майдана был один суперолигарх — Виктор Янукович, остальные находились под ним. Теперь олигархи — это супербатальон, который никого не боится",— считает депутат Верховной рады Сергей Лещенко. Сергей — один из авторитетных украинских журналистов в прошлом. До прихода в парламент он занимался расследованиями махинаций Януковича и его окружения. Теперь объект его расследований — Коломойский. Лещенко считает, что Яценюк покровительствует Коломойскому и защищает все выгодные для олигарха контракты.
"Коломойский — олигарх, который больше других паразитирует на государственных активах. Он — главный бенефициар Майдана",— уверен Сергей Лещенко. Ближайший друг премьера Яценюка еще с молодости и соратник по партии Андрей Иванчук — сейчас председатель комитета Верховной рады по экономической политике. Но еще его называют и партнером Игоря Коломойского в бизнесе с установками по производству этаноловых добавок в бензин.
Только Запад поможет?
Лещенко считает, что только Запад заставит украинские власти ограничить влияние олигархов на принятие решений. "Иначе не будет масштабной экономической помощи. Европейские и американские налогоплательщики не хотят, чтобы их деньги разворовывались в Украине",— настаивает молодой депутат.
Все предыдущие президенты имели два источника финансирования своей политики, разыгрывая незамысловатую игру под названием "разводка",— они шантажировали Запад сближением с Россией и пугали Москву планами евроинтеграции. В результате получали понемногу помощь с обеих сторон. Теперь у Порошенко остался только один источник финансовой помощи — Запад.
3 марта на специальное заседание соберется Верховная рада, которая должна будет утвердить все предложения правительства и Национального банка, согласованные в МВФ. Если все пройдет удачно, то к середине марта придут первые миллиарды. Все на Украине буквально считают дни. И пока мало кто задумывается над тем, как быстро этот вожделенный транш рассосется и что будет после этого...
Второй фронт
Положение дел на Украине настолько тяжело, что впору говорить о втором фронте — экономическом. "Огонек" изучил диспозицию по материалам украинских СМИ
Финансы
По итогам 2014 года ВВП Украины сократился на 6,7%, а дефицит бюджета превысил 10% ВВП. К началу 2015-го перед страной встал ряд проблем, среди которых: рост госдолга, девальвация гривны, кризис банковской системы, промышленный спад. Украинские власти задолжали почти 70 млрд долларов.
Согласно обновленному и согласованному с МВФ прогнозу Минфина, в 2015-м ВВП Украины уменьшится на 5,5%, а дефицит госбюджета составит 4,1% ВВП. Агентство Fitch Ratings, в свою очередь, прогнозирует дефицит на уровне не меньше 6% ВВП. Уровень инфляции оценивается в бюджете в 25-26% к концу года, а по оценке экспертов превысит 30%.
Планы украинского правительства подрывает стремительная девальвация гривны. С момента перехода Нацбанка Украины (НБУ) к гибкому курсообразованию на валютном рынке за 2014 год и первые месяцы 2015-го гривна обесценилась в отношении к доллару почти в 3,5 раза. На момент сдачи номера средневзвешенный курс, который устанавливает НБУ, составил больше 30 гривен за доллар. Чтобы остановить дальнейшее падение, власти ввели ряд ограничений на валютные операции сроком на три дня (25-27 февраля). В частности, НБУ обязал проводить импортные операции суммой больше 50 тысяч долларов только с его одобрения. Как следствие, был приостановлен импорт нефтепродуктов на Украину (стоимость каждой такой сделки превышает установленный предел на порядок). Это вызвало рост цен на топливо.
Девальвация гривны привела к оттоку вкладов из банков. За 2014 год объем банковских вкладов в гривне сократился на 13,7%, в иностранной валюте — на 37,2%. А за один январь 2015-го он снизился еще на 2,2% в гривне и на 4% в иностранной валюте.
Промышленность
Большинство госкомпаний Украины убыточны, с таким заявлением выступил в начале 2015 года глава Государственной фискальной службы. По его данным, за 2014 год госкомпании получили более 70 млрд гривен убытка.
Спад промпроизводства на Украине в годовом выражении в январе 2015 года ускорился до 21,3% по сравнению с 17,9% в январе 2014 года. Наибольшее падение зафиксировано в угледобыче — на 51,9%. При всем этом Минэнергоугля в этом году закроет пять шахт и законсервирует еще семь из 35 находящихся под его управлением. Под сокращение попадут 10 тысяч из 52 тысяч шахтеров.
Сокращения ждут и национальную атомную энергогенерирующую компанию "Энергоатом". В ней работает 35 тысяч человек. В правительстве полагают, что для компании будет достаточно 15 тысяч работников.
По данным отраслевого объединения "Металлургпром", по итогам 2014 года украинские металлургические комбинаты выплавили 24,8 млн тонн чугуна (снижение на 15% к 2013 году), стали — 27,2 млн тонн (на 17%, это худший результат за последние 15 лет), при этом наибольшее сокращение (на 18%) пришлось на металлопрокат. В январе этого года украинские меткомбинаты сократили выручку от экспорта черных металлов на 34,3% по сравнению с январем 2014 года. Экспорт металлоизделий, в свою очередь, сократился на 25,3%.
Производство автотранспорта в 2014 году снизилось по сравнению с 2013-м на 43% до 28,7 тысяч автомобилей. В январе этого года приостановил выпуск продукции Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) — крупнейшее предприятие в своей отрасли на Украине. Причина — приостановка экспорта автомобилей в Россию, которая была основным рынком сбыта для ЗАЗ. Из-за прекращения производства руководство завода сократило примерно 20% персонала.
Сельское хозяйство
По данным Госстата, объемы производства сельскохозяйственной продукции на Украине в 2014 году выросли по сравнению с 2013 годом на 2,8%. В частности, объем производства мяса в 2014-м вырос на 4,3%, яиц — на 4,3%, молока — на 0,4%. Однако уже в начале этого года судьба будущего урожая стала внушать опасения: в 2015 году подлежат пересеву 15% площадей под озимые культуры из-за их гибели. В результате урожайность озимой пшеницы может сократиться в среднем до 32-35 центнеров с гектара с 40 в 2014 году. К тому же, для проведения весенне-полевых работ аграриям в 2015-м понадобится 60 млрд гривен, то есть в 1,5 раза больше, чем годом ранее.
Цены на сельхозпродукцию на Украине выросли. По данным Госстата, средние цены на животноводческую продукцию в январе 2015 года поднялись на 43%. Скот и птица (в живом весе) подорожали на 46,7% по сравнению с январем 2014-го, молоко — на 5,4%, яйца — на 80,1%. Продукция растениеводства в начале 2015 года подорожала на 91%. В частности, стоимость зерновых культур в январе выросла на 117,1%, подсолнечника — на 121,8%, сои — на 77,1%.
По сообщениям СМИ, в крупных торговых сетях Киева на прошлой неделе были введены ограничения на количество продуктовых товаров социально значимой группы, которые можно приобрести в одни руки. Например, 2 бутылки подсолнечного масла, 2 пакета гречки, 3-5 килограммов муки и 3-5 кг сахара (в зависимости от магазина).
Транспорт
С 1 февраля на Украине повышен тариф на грузовые железнодорожные перевозки на 30%. В 2015-м на 21%. будет увеличен тариф на проезд в пассажирских поездах внутреннего сообщения (в 2014-м он уже был поднят на 10%). Что касается пассажирских авиаперевозок, то цена билетов из-за ослабления гривны выросла почти вдвое за последние три недели.
ЖКХ
Повышение тарифов на газ и тепло для населения запланировано на 1 апрель и, по словам главы Нацбанка Украины, будет очень резким: 280% на газ и около 66% на тепло. К этому надо прибавить оплату электроэнергии (с 1 апреля 2015 года минимальный тариф для населения увеличится на 19%), холодной и горячей воды, обслуживания придомовой территории. Задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг растет: в декабре 2014 по сравнению с ноябрем она увеличилась на 7,4%. В целом по итогам прошлого года она составила почти 12 млрд гривен.
Социальная сфера
В феврале минимальная зарплата на Украине была установлена на уровне 1218 гривен. При этом общая задолженность по выплате зарплаты на текущий момент составляет порядка 2,5 млрд гривен. По сравнению с началом 2014 года долги выросли в три раза. Основная сумма задолженности приходится по регионам на Донецкую и Луганскую области (1,2 млрд и 365 млн гривен соответственно), а по сферам — на энергетику и угольную промышленность.
Дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2014 году составил 17 млрд гривен. В 2015-м он достигнет 19 млрд гривен. Изменения в госбюджет, согласованные с МВФ, предусматривают сокращение отчислений в Пенсионный фонд в 2015 году на 3,9 млрд гривен (до 76,95 млрд). В Украине сегодня более 13 млн пенсионеров.
Источники: УНИАН, УНН, Forbes Украина, ubr.ua и др.