Частные пенсии возьмут на госгарантию
Минфин озаботился сохранностью всех средств НПФ
Как стало известно "Ъ", правительство скоро начнет работу над законопроектом о системе гарантирования средств негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионных резервов). Мотивируя необходимость государственного гарантирования сохранности частных средств, в Минфине ссылаются на аналогию с системой страхования вкладов. Но, возможно, для НПФ актуальнее окажется другая банковская аналогия — с регулятивной расчисткой сектора от слабых игроков.
Государственное гарантирование планируется распространить и на пенсионные резервы, формируемые в рамках негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Это следует из письма участникам рабочей группы по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) за подписью замминистра финансов Алексея Моисеева от 20 февраля (есть в распоряжении "Ъ"). Предполагается, что 10 марта на заседании группы обсудят подготовку законопроекта о введении системы гарантирования прав участников НПО. Господин Моисеев подтвердил это, добавив, что система заработает не раньше чем через два-три года, пока же будет идти разработка законодательной базы.
Негосударственные пенсионные фонды работают с пенсионными накоплениями (формируются в рамках обязательного пенсионного страхования) и с пенсионными резервами. Пенсионные резервы — это добровольные взносы работодателя или работника на его будущую пенсию. По новому законодательству досрочные пенсии сотрудников вредных производств также могут формироваться именно в рамках НПО.
По словам заместителя директора Института развития социального страхования Дмитрия Алексеева, идея гарантирования пенсионных резервов прорабатывалась еще в 2007 году. "Предполагалось, что обеспечиваться гарантии будут сразу и по резервам, и по накоплениям",— поясняет он. Однако правительство решило сначала ввести систему гарантирования пенсионных накоплений. Она начинает работать в этом году, 18 НПФ, работающих с накоплениями, уже успели вступить в нее, часть фондов уплатили первый взнос в Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Ради вступления в систему фондам нужно пройти серьезную проверку ЦБ, а затем регулярно отчислять взносы в АСВ (на случай разорения). Всего на рынке 120 фондов, из них с пенсионными накоплениями работают 87 НПФ, большинство находится в процессе проверок либо даже не приступило к ним.
Система негосударственного пенсионного обеспечения аккумулирует объем средств, достаточный для того, чтобы задуматься о гарантировании их сохранности. По данным Банка России, на 1 октября объем пенсионных резервов составлял 878,3 млрд руб. Участниками НПО являются 6,3 млн человек. Если гарантирование резервов будет строиться по модели гарантирования накоплений, то для него будет создана двухуровневая система гарантийных фондов: в каждом НПФ и в общем фонде под управлением Агентства по страхованию вкладов. Уже подсчитано, что в случае массового банкротства крупных НПФ объема этих гарантийных фондов не хватит и сохранность накоплений будет обеспечиваться бюджетными вливаниями. Некоторые эксперты задаются вопросом, почему аналогичным образом должны будут компенсироваться частные средства НПО. "Возможности размещения пенсионных резервов существенно шире и рискованнее, чем по пенсионным накоплениям. Так, например, разрешены вложения в закрытые паевые инвестиционные фонды. И непонятно, в чем смысл введения системы гарантирования резервов, если риски по-прежнему будут высоки",— недоумевает гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов. Он напоминает, что НПФ уже в целях исполнения обязательств по НПО обязаны формировать страховой резерв в размере не менее 5% обязательств.
Однако в Минфине указывают на аналогию с системой страхования вкладов. "Да, пенсионные резервы находятся не в государственной системе. Однако мы же страхуем банковские вклады, будет справедливо застраховать и частные пенсии",— уверен Алексей Моисеев. "Мы видим, что регулирование пенсионного рынка развивается по пути унификации с банковским, так что введение системы гарантирования резервов вполне предсказуемо",— говорит гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Сергей Эрлик.
По словам господина Моисеева, введение системы гарантирования резервов пройдет позднее, чем гарантирования накоплений, поскольку в первую очередь фонды должны акционироваться и раскрыть структуру владения. А для НПФ, занимающихся исключительно НПО, это обязательно к концу 2017 года. Потенциальный отсев при вступлении в систему гарантирования накоплений уже привел к инициативе создания для НПФ механизма санации, аналогичного банковской (см. "Ъ" от 19 февраля). Если вступление в систему гарантирования резервов будет сопровождаться такими же проверками ЦБ, это грозит многим НПФ уходом с рынка. "Все те новые требования, которые предъявляются к НПФ, в том числе и обязанность участвовать в системе гарантирования и платить в нее взносы, однозначно ведут к увеличению расходов фондов, которые смогут позволить себе только крупные игроки, обладающие поддержкой сильных акционеров",— убежден гендиректор НПФ "Участие" Сергей Зыцарь.