Чужим богам здесь не место
Евгений Пахомов — о том, как «Исламское государство» пишет историю с чистого листа
Перечень уничтоженного джихадистами "Исламского государства" напоминает оглавление учебника древней истории — бульдозерами и взрывчаткой они прошлись по всем очагам цивилизации, до каких смогли дотянуться,— от Мосула и Ниневии до Нимруда и Хатры. "Огонек" присмотрелся: что ломают и кому это выгодно?
"История начинается в Шумере",— написал знаменитый востоковед Самюэл Крамер. Не исключено, что там она и закончится: каждая неделя приносит информацию о все новых подвигах группировки "Исламское государство" (ИГ) в сражениях с древними памятниками. Междуречье Тигра и Евфрата — один из регионов, где зарождалась наша цивилизация, поэтому простой перечень древних держав всегда вызывал у историков трепет: Шумер, Ур, Аккад, Ассирия, Вавилон... Теперь вызывает ужас — что на очереди?
"Исламское государство" пишет историю с чистого листа, что не новость: многие революционеры были убеждены, что история начинается только с них. Новость для XXI века в том, что боевики ссылаются на ислам, который будто бы строго запрещает изображения. На самом деле правоверные не имеют единой точки зрения на этот вопрос (исламские святыни, прежде всего шиитские, боевики взрывают в рамках той же самой дискуссии), при этом все трудней отделаться от ощущения, что ИГ рушит древности назло. С каждым новым поруганием все очевидней: попавшие под раздачу древности — это не просто история древнего мира, это еще и библейская история.
Вряд ли известный историк археологии Эрих Церен так и назвал эту землю — "Библейские холмы". Где-то в этих краях, по преданию, находился рай, откуда были изгнаны Адам и Ева. Причем рай, как полагали многие богословы, находился на севере Междуречья, там, где нынче орудуют молодчики ИГ (от показательной "зачистки" эту святыню, вероятно, спасло то, что археологи не выявили ее точного нахождения). Из Месопотамии начал свое плавание Ной, ковчег которого затем прибило к горе Арарат. Здесь же располагался великий Вавилон, жители которого возгордились и принялись строить башню до небес, за что и были наказаны смешением языков и рассеянием по миру.
Не думаю, что джихадисты читали Библию, но что громить, они знают точно. Неспроста первой громкой акцией ревнителей веры стало разрушение в июле 2014-го гробницы библейского пророка Ионы в Мосуле. Показательно, что Иону почитают и мусульмане (в исламе он — пророк Юнус), но и это не остановило. В мечети Юнуса находилось захоронение пророка, украшенное серебром, здесь же хранился зуб кита, во чреве которого, как гласит легенда, Иона нашел убежище. Боевики выгнали из мечети прихожан, заложили взрывчатку и взорвали, предварительно разграбив.
Кстати, из той же книги пророка Ионы известно, что после путешествия в чреве кита пророк пришел в Ниневию и призвал жителей покаяться в грехах, после чего та стала праведным городом. Увы, на сей раз молитвы пророка не помогли: Ниневия, руины которой подле Мосула, пала жертвой боевиков. Разрушены раскопанные археологами древние врата, разбиты статуи I тысячелетия до н.э., хранившиеся в местном музее. Лики человекобыков и человекольвов, охранявших врата, изуродовали дисковыми пилами.
Еще одна жертва — библейский город Калах, позднее Нимруд — в честь вавилонского царя Нимрода. Основан он был во II тысячелетии до н.э. одним из величайших царей Ассирии — Салманасаром I. Разрушали его и в древности: мидийцы, потом халдеи, но в XIX веке знаменитый Генри Лэйярд раскопал его останки. Похоже, боевикам ИГ удалось все же поставить точку в его истории: в начале марта они с гордостью объявили, что сравняли руины Нимруда с землей бульдозерами.
"Религиозной зачистке" подверглись и развалины парфянской Хатры — за великолепие ее в древности звали Домом Бога. Раскопавшие ее в начале XX века немецкие археологи также обнаружили здесь храмы шумерских, греческих, ассирийских богов. ИГ это мирное сожительство богов не устроило — в этом же марте боевики хвастались, что уничтожены и эти руины. Соответствует ли похвальба действительности, неясно, но вряд ли мы когда-либо увидим город Хатра таким, каким он был еще в начале этого года.
Казнь "чужих богов", война с ними, строго говоря, не изобретение ИГ. Начали талибы — в Афганистане и Пакистане. На рубеже двух эр на территориях этих стран была уникальная культура Гандхары, самим фактом своего существования доказывавшая возможность сожительства богов и цивилизаций. Здесь встретились буддийский Восток и античный Запад, культуру которого принесли воины Александра Македонского, отсюда — скульптуры Будды и Бодхисаттв, одетых в античные хитоны, фигуры Атлантов, держащих небесный свод, многочисленные изображения, в которых ощущается влияние античной скульптурной пластики. Ничего подобного восточный мир ни до, ни после не знал.
Самые известные памятники той эпохи — Будды в афганском Бамиане — были взорваны в 2001-м по приказу главы "Талибана" муллы Омара. Еще одна жертва талибов — Джаханабадский Будда (он сидит близ пакистанского города Мингора в позе медитации). Это была прекрасная работа мастеров древней Гандхары — одно из самых известных изображений эпохи. Его улыбку сравнивали с улыбкой Джоконды и говорили даже, что джихадисты, возможно, не вынесли взгляда Будды — сначала они пытались его взорвать, а когда скала выдержала, изуродовали его лик. Теперь восстановить лицо Будды пытается группа европейских реставраторов.
В том же Пакистане тогда многие решительно высказались против действий талибов. Запомнился комментарий одного известного муллы: "Есть,— сказал он,— известный хадис (высказывание пророка Мухаммеда.— "О"): "Не поносите тех, к кому они взывают, помимо Аллаха, а не то эти люди станут поносить Аллаха из вражды и по невежеству!"".