Спасти и сохранить

Экспертиза

Секретариат Центра всемирного наследия ЮНЕСКО — специально для "Огонька"

Из 779 культурных объектов всемирного наследия 27 включены в список достопримечательностей, которым угрожает опасность. Более 50 процентов из них попали в этот список из-за конфликтов и их последствий, прямых или косвенных.

В зонах конфликтов ущерб этим объектам наносят по-разныму: их используют в военных целях и как учебные полигоны, они оказываются под обстрелами, их взрывают, там проводят незаконные раскопки, так или иначе, эти достопримечательности умышленно уничтожают, им наносят повреждения, их временно занимают люди, а меры по консервации оказываются сорваны. В последнее время мы увидели и то, как в Ираке разрушения превратились в культурные чистки.

Трагедией военного времени можно назвать уничтожение части исторических построек древнего города Алеппо (Сирия.— "О"), военным преступлением и ужасающей потерей для человечества — намеренное разрушение ассирийского города Нимруд, датированного XIII веком до нашей эры.

Для древних артефактов серьезную угрозу на Ближнем Востоке представляет незаконная торговля культурными ценностями. Например, в Сирии и Ираке вооруженные группы с помощью тяжелой техники извлекают с мест археологических раскопок древние артефакты и продают их на черном рынке. В сирийской Пальмире (античный город в Сирийской пустыне.— "О") из гробницы Артабана были извлечены 22 бюста усопших, являвшихся составной частью сцены погребального пира,— это стало невосполнимой утратой для памятника. И это уже не говоря о намеренном и шокирующем разрушении ассирийских статуй в Мосуле.

Во времена конфликтов культурные артефакты могут пострадать и от плохих условий хранения. Например, манускрипты Тимбукту, законсервированные в сухом климате, стали портиться от влажности в Бамако (столица Мали.— "О"), куда их перевезли из соображений безопасности. Когда археологические объекты и находящиеся там статуи становится невозможно защитить от особенностей климата или законсервировать, они могут подвергаться эрозии или естественному разрушению.

Мы не можем дать точную оценку незаконной торговле культурными ценностями в мире, но, разумеется, счет на миллиарды. Есть и тенденция к росту, на арт-рынке своего рода "взрыв": в 2013-м легальный рынок произведений искусства вырос на 3,4 процента по сравнению с 2012-м и составил 25,4 млрд евро. Рост продаж на аукционах случился благодаря США (и составляет 14%), а Китай, на который приходится 33% рынка, обогнав Америку, сохраняет за собой лидерство в мире. В мировом масштабе заметна связь между эволюцией в благосостоянии коллекционеров и арт-рынком верхнего сегмента — обладание предметами искусства является показателем социального статуса. Что же касается потерь или находок, то сегодня циркулирует множество археологических предметов из Латинской Америки, Египта, Ближнего Востока, хотя пока что сирийские и иракские объекты в открытую на легальном рынке не появляются. Тем не менее, небольшие предметы (монеты, терракотовые масляные лампы, небольшие статуи) всплывают на виртуальных платформах по всему миру.

Вся лента