"Основания для стабилизации ситуации есть"
Президент РСПП Александр Шохин — об экономических перспективах России. Беседовала Светлана Сухова
Неделя российского бизнеса, организованная РСПП, стартует 16 марта и рутинной уж точно не будет: слишком непростые сегодня для нашей экономики времена. Как оценивают ситуацию крупные российские предприниматели, "Огонек" выяснял у президента РСПП Александра Шохина
— Как вы оцениваете экономические итоги прошлого года и каковы, на ваш взгляд, перспективы в этом году?
— РСПП при подготовке ежегодного доклада о состоянии делового климата учитывает оценки по трем компонентам: макроэкономическая ситуация, результаты опроса компаний--членов РСПП и заключения международных экспертов. Сейчас оценки не совсем совпали. Если в международных рейтингах, оценивающих качество деловой среды, Россия улучшила свои позиции, то макроэкономические показатели фиксируют ухудшение ситуации. Наверное, самый проблемный показатель за пределами валютного и финансового рынка — динамика инвестиций в основной капитал. Падение было зафиксировано уже в 2013 году, в 2014 году оно продолжилось и достигло 2,5%. В этом году есть риск двузначного снижения инвестиций в основной капитал по сравнению с не лучшим 2014 годом.
Опросы предпринимателей также дают скорее негативную оценку делового климата. Более половины респондентов говорят об ухудшении деловой среды (доля таких ответов выросла на 13% по сравнению с 2013 годом). Правда, собственное развитие компаний оценивается оптимистичнее. Чуть меньше половины всех респондентов (47,2%) считают, что 2014 год оказался успешным для развития их бизнеса, примерно такая же картина была и в 2013 году. Компании сокращают, но не отменяют инвестиционные программы. Около четверти респондентов ожидают роста производства к середине года, а 10% опрошенных компаний планируют увеличить наем сотрудников. Так что основания для стабилизации ситуации есть.
—Какой помощи ждет российский крупный бизнес от власти?
— Во-первых, в текущих экономических условиях необходима заморозка всех инициатив, увеличивающих нагрузку на бизнес. В 2015 году вступил в силу ряд изменений в законодательство, с которыми бизнес пытался бороться. В частности, введено налогообложение имущества юридических лиц, исходя из кадастровой стоимости; на 15% в год увеличена плата за водопользование; установлены дополнительные экологические сборы с бизнеса; увеличен предельный размер базы, с которой исчисляются страховые взносы по ставке 22% в Пенсионный фонд и отменен предельный размер облагаемой базы для начисления страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования (последнее увеличивает нагрузку на фонд оплаты труда, особенно при высокой доле высококвалифицированных кадров).
Во-вторых, необходимо расширить поддержку инвестиционной деятельности компаний. В феврале РСПП направил в правительство РФ предложения по антикризисным мерам. В них, в частности, вошли предложения о введении универсальных инструментов поддержки инвестиционной деятельности компаний. Предлагается также возврат к инвестиционной льготе по налогу на прибыль, существовавшей до 2002 года, когда до 50% объема осуществленных капитальных вложений из прибыли предприятия могли исключить из налогооблагаемой базы.
В конце 2014 года был принят давно ожидаемый бизнесом федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации", и сейчас РСПП активно участвует в разработке необходимых поправок в Налоговый кодекс и ряд других нормативных правовых актов, закрепляющих новые льготы для промышленных предприятий. Очень надеемся, что эти льготы не останутся только "на бумаге".
В-третьих, несмотря на снижение ключевой ставки Центрального банка до 15%, бизнес испытывает серьезные проблемы с привлечением кредитных ресурсов. Недостаток оборотных средств вышел на второе место по значимости среди последствий экономического кризиса, с которыми столкнулись компании. Следовательно, мы ждем принятия системных решений по снижению стоимости кредитования для реального сектора экономики.
— На каких условиях, на ваш взгляд, Запад может разблокировать сотрудничество с Россией?
— Это произойдет, когда потери от блокирования сотрудничества станут настолько очевидны, что не признать их вредность будет невозможно.
Независимо от политических решений по санкциям нам нужно постоянно повышать привлекательность российской юрисдикции, создавать правовые и экономические условия для улучшения условий ведения бизнеса. Абсолютный приоритет — выполнение "домашней" работы, в результате которой будут очевидны новое качество нашей экономики и условий ведения бизнеса, так же как и ошибочность решения по введению санкций.
Следует учитывать, что санкции вводились поэтапно, с различными формулировками. Вряд ли санкции, связанные с Крымом, будут отменены в обозримом будущем. Но относительно мер, введенных позднее, все чаще слышны голоса, призывающие к отказу от них, как из европейского бизнеса, так и от властей отдельных стран.
Я бы хотел отметить, что сотрудничество в ряде отраслей не было прекращено. Например, в июле прошлого года контракт между ВСПМО-АВИСМА и Boeing по поставкам титанового проката был продлен до 2022 года, и компании работают над новыми проектами.
— Насколько выгодным является активизация сотрудничества на Востоке? Какие здесь есть "подводные камни"?
— Я считаю, что не следует противопоставлять западное и восточное направление экономического сотрудничества. Конечно, в условиях введения санкций баланс может смещаться: нам нужно искать новые рынки сбыта и источники инвестиций. На Востоке есть множество экономически мощных государств, с которыми важно и нужно сотрудничать, при этом стоит учитывать, что выйти на рынки этих стран будет нелегко. Если с большинством стран Европы сотрудничество развивалось десятилетиями, то опыта работы на восточном направлении во многих компаниях просто нет. Наши компании уже сталкиваются с протекционизмом на рынках этих стран. К тому же существуют специфические барьеры национальной торговой политики, о которых российский бизнес не всегда имеет полное представление. Мы готовы помогать российскому деловому сообществу в этом. В прошлом году РСПП вместе с российскими компаниями и деловыми ассоциациями при поддержке органов власти создал Национальный координационный центр по развитию экономических отношений со странами АТР, который и призван способствовать выходу наших компаний на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и приходу в нашу страну инвесторов из региона.