"Среди депутатов бедных и бездомных в последнее время не наблюдалось"
Думская оппозиция поддерживает инициативу о сокращении зарплат депутатов. Фракции КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" отреагировали на предложение спикера Госдумы Сергея Нарышкина положительно. Политолог Алексей Воробьев ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Марата Кашина.
Сергей Нарышкин поднял вопрос об изменении зарплаты депутатов из-за корректировки бюджета. По данным источника "РИА Новости" в нижней палате парламента, суммы могут сократиться на 10%.
— Как вы воспринимаете эту инициативу, насколько вероятно, что действительно зарплаты депутатам сократят на 10% или более?
— Зарплаты-то, я думаю, сократят, но называть это инициативой депутатов я бы не стал. Во-первых, потому, что в антикризисном плане правительства сформулирован уже секвестр расходов бюджета, речь шла как раз примерно о 10%, и там же сказано, что будут сокращены расходы на содержание государственных служащих, госаппарата. То есть так или иначе это бы уже состоялось, депутатская инициатива в данном случае идет лишь вслед за идеей и инициативой правительства о сокращении расходов. Поэтому мне кажется, что здесь, мягко говоря, очень большая доля популизма, депутаты и так знали и были готовы к тому, что их зарплаты сократят.
— Как тогда объяснить реакцию на слова Сергея Нарышкина со стороны первого зампреда комитета Госдумы по регламенту Надежды Герасимовой? Она во вторник сказала, что зарплаты сокращены не будут — для этого нет ресурсов.
— Как вы прекрасно понимаете, сама по себе фраза эта странная, потому что если нет ресурсов, то наоборот надо сокращать зарплату. Мне кажется, что тут у нее что-то с логикой случилось.
— Она сетует на то, что зарплата любого депутата в два раза меньше, чем у заместителей министров, например.
— В депутаты в большинстве своем попадают люди обеспеченные, потому что поучаствовать в избирательной кампании, принять участие в партийных списках сегодня стоит достаточно больших денег. Мы помним те коррупционные скандалы, когда кандидатам в депутаты некие сомнительные посредники предлагали купить место в каких-нибудь списках за очень приличные деньги, и такие желающие находились. Так что среди депутатов бедных и бездомных не наблюдалось в последнее время. Но самое главное здесь, мне кажется, даже не в этом: популизм заключается в том, что депутатам надо как-то другими вопросами заняться.
Я бы сравнил зарплаты депутатов с зарплатой наших футболистов в сборной России. Как правило, зарплаты наших футболистов — одни из самых высоких в Европе и в мире, но при этом играют они очень плохо и занимают всегда очень-очень скромные места.
Депутатам бы надо заняться сейчас, в этой кризисной ситуации, не столько снижением своих затрат, популистскими жестами, сколько проблемой увеличения доходов бюджета и населения страны, позитивными программами, а не сокращениями своих затрат. Это бы оказалось более интересным.
— Эту вашу мысль, Алексей, можно толковать и так, что зарплаты депутатам сокращать не нужно.
— Нет, я думаю, что принципиально это не изменит их материального положения и не добавит каких-то средств в бюджет, которые изменят ситуацию с экономикой. Это напоминает очень популистский жест — показать, какие депутаты патриоты. Вот если бы они были патриотами, они бы должны были предложить правительству дополнения, серьезные жесткие дополнения к антикризисному плану, чего они не делают, к сожалению.
— Но справедливости ради надо сказать, что в "Единой России" предлагают сократить расходы не только депутатам Госдумы, но и остальным госведомствам, их много, и, возможно, в итоге сэкономленная сумма получится весьма значительной.
— Дай бог, если это произойдет, но здесь у меня очень большие сомнения, что расходы госведомств будут сокращены, хотя бы потому, что мы видим: большинство монополий — "Роснефть", ОАО "РЖД" и ряд других — требуют дополнительного финансирования.
— Да, там зарплаты индексируются.
— Дополнительного финансирования из бюджета, причем речь идет о миллиардах, сотнях миллиардов рублей. О каких сокращениях идет речь?
То есть мы пытаемся сокращать копейки, а другой рукой отдаем сотни миллиардов — вот абсурдность этой экономической политики, к сожалению, в данной ситуации.