"РСП совершенно не заинтересован в том, чтобы правообладатели зарабатывали честно"
Интернет-пользователей не будут облагать специальным налогом, заявил замминистра культуры Григорий Ивлиев. Ранее в интернете был опубликован законопроект, согласно которому вырученные средства собирались отдавать правообладателям скачиваемых фильмов, музыки и книг. Подобная идея лишь доказывает неспособность государства урегулировать отношения между правообладателями и аудиторией Рунета, уверены эксперты "Коммерсантъ FM".
Налог на интернет вводиться не будет. Об этом заявил замминистра культуры Григорий Ивлиев. По его словам, речь идет только о создании так называемой "глобальной лицензии". Никаких подробностей чиновник не привел. Ранее в интернете был опубликован совместный законопроект Министерства культуры и Российского союза правообладателей. Налог на интернет может быть введен в третьем квартале текущего года. Он предполагает сбор с каждого интернет-пользователя в размере 300 руб. в год. Деньги планируется распределять между правообладателями скачиваемых материалов. По данным Российского союза правообладателей, годовой сбор с пользователей Рунета будет составлять до $1 млрд. Однако адекватный механизм распределения денег между правообладателями не проработан, отметил главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
"Люди, близкие к РСП, проводят сейчас в интернете кампанию, что они якобы легализуют пиратство — мол, как замечательно заплатить 300 руб. в год и качать то, что хотите. Это, разумеется, не так — ни о какой легализации речь не идет, но сам факт, что они продвигают такие меры в общественном поле, показывает, что им совершенно не интересно, чтобы развивались новые бизнес-модели, чтобы правообладатели зарабатывали честным бизнесом. Им интересно получать фиксированные сборы и забирать их в карман себе, потому что никакие технические меры не в состоянии высчитать, кому и сколько должно пойти из этих собранных средств", — уверен Казарян.
Против идеи Минкульта и РСП высказывались различные организации. В их числе Федеральная антимонопольная служба, Российская ассоциация электронных коммуникаций, операторы связи, Международная федерация производителей фонограмм. Отрицательно законопроект оценили и в Общественной палате. А Владимир Путин, выступая на заседании СПЧ, отметил, что "антипиратские" законы принимались "не для того, чтобы закрыть людям дорогу к прекрасному и вечному", и пообещал рассмотреть возможные варианты урегулирования ситуации. В этом смысле инициатива РСП оказалась полезной, считает президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
"Сама по себе ситуация с этим налогом оказалась очень полезной, потому что из-за того, что возникла эта дискуссия об авторских правах и так далее, получила второе дыхание концепция общественного достояния. В отличие от налога на интернет или так называемой глобальной лицензии эта концепция предполагает, что все объекты культурного наследия должны быть доступны людям, и за это должно заплатить государство, а не налогоплательщики и не телекоммуникационные компании. И, насколько я понимаю, в Администрации принято решение сделать ставку на проект общественного достояния, а не на стоящий в сто раз больше налог на интернет, который к тому же предполагают собирать частные лица", — заявил Засурский в эфире "Коммерсантъ FM".
В прошлом году аналогичный закон о налоге на интернет приняли власти Венгрии. Он предполагал сбор по 62 цента за каждый гигабайт трафика. Однако массовые акции протеста вынудили правительство отказаться от этой идеи.