"Даже успешные регионы вынуждены обращаться за долговыми инструментами"
Регионам могут предоставить госкредиты вместо рыночных займов. Об этом заявил Владимир Путин на заседании президиума Госсовета. Завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Дарьей Полыгаевой.
По словам президента, механизм предоставления госкредитов сейчас прорабатывается. Проблема в том, что в нынешних условиях регионы вынуждены тратить все больше денег на обслуживание коммерческих кредитов, соответственно, инвестиции в развитие областей сильно сокращаются, пояснил Владимир Путин.
— Как вы считаете, насколько это эффективно выдавать регионам кредиты из федерального бюджета фактически вместо рыночных?
— Конечно, это эффективнее с точки зрения общегосударственных задач, общегосударственных вопросов, потому что бюджетные кредиты выдаются под минимальный процент. Есть даже разговоры о том, чтобы этот процент сделать нулевым, вернуться к практике предоставления бюджетных ссуд, которые у нас практиковались до начала 2000-х годов, и фактически мы таким образом снижаем общесуммарные расходы государства на обслуживание этих самых долговых обязательств.
Но другое дело, что объем бюджетных кредитов, возрастая в последние годы, свидетельствует все-таки о несовершенстве самой финансовой системы, которая выстроилась у нас в последние годы, потому что даже уже вполне успешные регионы, которые должны вроде бы давать доходы для всей страны и сами обеспечивать свои полномочия и обязательства, вынуждены обращаться за долговыми инструментами, и это как-то неправильно с точки зрения построения самой системы, так быть не должно.
Поэтому то, что рост бюджетных кредитов происходит в последние годы, и они замещают, в свою очередь, кредиты, полученные от банков, — это, наверное, правильно с точки зрения решения государственных задач, но по своей сути не решает саму проблему несовершенства той бюджетной системы, которая сложилась в том числе в результате такой экономической модели, которая есть в нашей стране.
— А еще какие причины, почему такая неэффективная система сложилась?
— На самом деле решить задачу повышения финансовой самостоятельности регионов достаточно сложно просто в силу того, что у нас основная часть доходов в государстве формируется за счет добычи полезных ископаемых, причем не общераспространенных, а локализованных на определенных территориях в виде нефти, газа, некоторых других. Как написано даже во всех учебниках, доходы от получения, изъятия данных полезных ископаемых должны централизовываться в государстве и впоследствии перераспределяться между отдельными территориями. Иначе мы можем столкнуться с ситуацией, что сложатся просто какие-то внутренние клондайки при обнищавшей остальной территории страны. Но то, как далее регионам поступать в этой ситуации, когда доходы так централизуются и потом перераспределяются, данного перераспределения недостаточно для покрытия тех расходов, которые есть у регионов, — вот здесь уже нужно думать.
Конечно, не секрет, что для многих регионов непосильной оказалась задача выполнения требований и указов президента от 7 мая 2012 года в части повышения заработных плат работникам бюджетной сферы, развития некоторых отраслей социальной сферы, в частности, дошкольного образования, совершенствования мер по предпринимательству и так далее. И вот этот непосильный груз ответственности, который лег на регионы в условиях сокращенного бюджетного маневра, когда они не могут дополнительно найти финансовые источники для решения этих задач, и привел к тому, что государственный и муниципальный долг в регионах и муниципалитетах стал столь большим за последние годы. И ничего другого, кроме как выхода на долговой рынок, в том числе в части обращения к коммерческим банкам, у регионов не нашлось.
— Такая проблема как непрозрачность перераспределения средств в регионах, насколько серьезно влияет на положение дел там?
— Мне кажется, что в последнее время формализация межбюджетных отношений достигла достаточно высокого показателя, и эта непрозрачность во многом снизилась. Но другое дело, что те самые обстоятельства, когда часть регионов оказывается в очень сложной ситуации, и федеральному центру все равно приходится в ручном режиме решать те или иные напряженные моменты, и создают неопределенность системы межбюджетных трансфертов на будущее, то есть действительно не всегда складывается полное понимание того, на что в итоге может претендовать тот или иной регион в случае того или иного развития ситуации, в том числе с объемом государственного долга. И здесь, безусловно, это негативный фактор, но он уже является следствием той ситуации, которая сложилась, а не первопричиной.