Ямал переоценил продукты
Власти округа корректируют торговые надбавки в сторону увеличения
Максимальный уровень торговых надбавок на товары первой необходимости в ЯНАО может быть пересмотрен в сторону увеличения. К такому выводу пришли специалисты регионального правительства после анализа рынка. Ранее был установлен порог в 15%, однако согласно новым планам, наценка на ряд товаров может составить от 26 до 75% в зависимости от транспортной удаленности пункта реализации продуктов. Региональное управление ФАС между тем отмечает признаки сговора на рынке: по мнению ведомства, ритейлеры специально убирают товары с полок, чтобы поддержать цены.
Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа намерено пересмотреть постановление, установившее максимальную торговую надбавку на товары первой необходимости в размере 15%. Как рассказали „Ъ” в департаменте АПК, торговли и продовольствия региона, властями принято решение о дифференцированном определении торговой надбавки в зависимости от продукта и места его продажи. «Надбавки будут зависеть от удаленности поселения, его транспортной доступности, распространенности розничной торговой сети. Территория округа разделена на две зоны в зависимости от транспортной доступности поселений», — рассказали в департаменте. Ограничение в установлении надбавки распространяется на 24 позиции. Например, минимальная надбавка на куриное яйцо составляет 26% в первой зоне и 36% во второй. Максимальная торговая надбавка составляет 75% и разрешена к применению в отношении соли, пшена, картофеля и репчатого лука. В правительстве подчеркивают, что потребность в пересмотре ограничений возникла после анализа ситуации во всех муниципальных образованиях. «Постановление было принято экстренно, чтобы не допустить обвального повышения цен на социально значимые товары. Сейчас необходимо найти золотую середину, чтобы максимально, насколько это от нас зависит, смягчить ценовую политику для населения, и чтобы предприниматели не прекратили свою деятельность из-за нерентабельности», — отмечают власти Ямала.
Действующая редакция постановления, принятого 19 февраля, уже послужила причиной конфликта между предпринимателями и региональным УФАС. Как рассказал руководитель УФАС по ЯНАО Олег Печерин, уже 20 февраля продукты, попавшие в список госрегулирования, исчезли с полок магазинов в Салехарде. «Предприниматели обосновывают это тем, что 15%-ная надбавка не покрывает тех расходов, которые они несут при закупке, доставке товаров, хранении и реализации. Поэтому они стали изымать товары из продажи — просто сняли с полок и увезли на склады. Я так понимаю, что это форма протеста на введение госрегулирования. Во вторник мы встречались с предпринимателями, и все как один заявили, что не могут покрывать издержки. Но постановление легитимно, и его нужно выполнять», — пояснил господин Печерин.
В связи с этим УФАС предупредило ритейлеров о том, что их действия нарушают антимонопольное законодательство и трактуются как создание искусственного дефицита с целью поддержания цен. «Конечно, конкуренция у нас более-менее развита, и другие бизнесмены продолжали торговать, но образовывались очереди. Поэтому я сообщил ритейлерам, что если в среду товары не вернутся на полки, то мы начнем антимонопольное расследование на предмет сговора», — добавил глава УФАС. Под внимание антимонопольщиков попали местные сети «Кристалл», «Стерх», «Юбилейный», «Спартак» и «Авангард».
Официально участники рынка не комментируют изменения, связанные с регулируемыми надбавками. Неофициально один из бизнесменов признает, что какое-то время минимальный порог можно перетерпеть за счет повышения цены на товары, не попавшие под госрегулирование. В то же время даже пересмотренные надбавки могут оказаться слишком недостаточными для поддержания рентабельности продажи товаров первой необходимости. «В городах с развитой логистикой такая торговая надбавка еще может быть ниже 100%, но в таких труднодоступных зонах как Ямальский район или глубинка Тазовского района, она, конечно, должна быть выше», — считают участники рынка. Директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева считает принятые меры «позитивными для сетей». «Ограничение надбавки до 15% вело к искусственному дефициту, как и любое регулирование цен, поскольку торговые компании не могут работать себе в убыток, и заведомо нерыночная цена всегда ведет к нехватке товара на полках. Новый размер надбавки будет для сетей более комфортным, тем более что продуктовая инфляция уже сейчас находится в районе 15%», — отметила она. По ее мнению, социально значимые товары не занимают больше 5–7% в общей выручке сетей, поэтому отмена надбавки сделает ситуацию именно с этими продуктами менее напряженной, тогда как в целом выручка вырастет в пределах 3-4%.