Либерал-демократы не взяли низкий барьер
Коллеги по астраханской думе не поддержали инициативу ЛДПР
ЛДПР предложила более чем вдвое снизить порог прохождения партий на выборах в Думу Астраханской области. Соответствующий законопроект (повторяющий аналогичный проект федерального уровня) внес в региональный парламент депутат Карен Григорян, сославшись на то, что снижение проходного порога откроет дорогу в думу для «малых» партий. Впрочем, документ сходу получил отрицательные отзывы от губернатора и областного избиркома. А представители других парламентских партий сошлись в мнениях, что либерал-демократы хотят «подстелить соломку» прежде всего самим себе.
Законопроект о снижении порога прохождения партий на выборах в Думу Астраханской области внес депутат от ЛДПР Карен Григорян. На заседании комитета по госстроительству, законности и правопорядку он объяснил это так:«Проект предполагает снижение избирательного порога с 5 % до 2,25 %. Это позволит увеличить количество представленных в парламенте партий с нынешних четырех до десяти — что, в свою очередь, позитивно скажется на парламентском процессе».
Впрочем, ни один из его коллег по комитету не счел нужным высказаться в поддержку предложения. Так, полпред губернатора в парламенте Виктория Гурьянова заметила, что увеличение количества партий в областной думе спровоцирует рост расходов на оплату труда депутатов, так как председатель каждой из фракций будет трудиться на освобожденной основе.
Замред областной избирательной комиссии, единоросс Владимир Золотокопов иронично отметил, что ЛДПР стоило бы сосредоточиться на агитационной работе, чтобы набирать на выборах больше, а не страховаться путем снижения проходного барьера.
Депутат от «Единой России» Сергей Михайленко поинтересовался, откуда взялась столь неровная цифра — 2,25 %? В ответ Карен Григорян сослался на аналогичный законопроект, предложенный Госдуме РФ на федеральном уровне депутатом от ЛДПР Алексеем Диденко.
«Были проведены соответствующие вычисления, согласно которым именно такая величина проходного барьера позволит пройти в парламент большему числу партий — вплоть до десяти. Помимо этого мы учли парламентский опыт европейских стран, где проходной барьер также устанавливается на уровне 3 % и менее», — заявил господин Григорян.
Впрочем, председатель комитета Александр Башкин отметил, что вычисления федеральных законотворцев вряд ли могут быть применены на региональном уровне: «В Госдуме РФ 450 депутатов, а в Думе Астраханской области — 58 мандатов. При этом только 29 из них распределяются по партийным спискам. Элементарная арифметика подсказывает, что партия, набравшая 2,25 %, будет иметь право на 0,65 мандата. Соответственно, передавая полный мандат этой партии, мы ущемим права других партий».
Владимир Золотокопов присоединился к логике главы комитета, пояснив, что на практике на местном уровне проходные барьеры в большей степени зависят от количества мандатов, а не от установленного искусственно проходного барьера: «Если Совет депутатов состоит из 10 человек, то проходной барьер на практике никак не может быть меньше 10 % — это элементарная арифметика».
Даже коллеги по оппозиции не сочли нужным поддержать проект Карена Григоряна. Депутат от «Справедливой России» Александр Михайлов сообщил, что снижение проходного барьера чревато непредсказуемыми последствиями: «Политическое поле уже сформировано. И большого числа малых партий я здесь не наблюдаю. Дума Астраханской области регулярно проводит встречи с представителями непарламентских партий. Нам интересны их идеи, мы готовы встречаться. Но несмотря на то, что в минюсте зарегистрировано несколько десятков региональных отделений различных политических сил, никто из них на подобные встречи не приходит. От силы — три-четыре представителя бывает, не больше. Я считаю, что снижение проходного барьера послужит только во вред. Если команда не способна набрать на выборах 5 %, то это никакая и не команда вовсе».
В итоге ни один из членов комитета не проголосовал в поддержку законопроекта. Тем не менее документ будет представлен на пленарном заседании ДАО в будущий четверг.
Примечательно, что обвинения в политическом бессилии в адрес астраханского отделения ЛДПР не совсем обоснованны. На выборах в Думу Астраханской области в 2011 году ЛДПР набрала 11,6 %. Пятью годами ранее, в 2006 году, партия заручилась поддержкой 6,7 % астраханцев (правда, тогда проходной барьер был на уровне 7 %. — „Ъ“).
С другой стороны, скептики указывают на то, что в последнее время партию преследуют неудачи. «Выдвижение подобного законопроекта — это довольно плохой сигнал для потенциальных спонсоров. Все это выглядит так, будто партия не уверена в своих силах на будущих выборах. Особенно на фоне просчетов, которые имели место в последнее время. Так, на губернаторских выборах 2014 года кандидат от ЛДПР Александр Старовойтов сумел набрать лишь 2,1 %. А при голосовании в Гордуме Астрахани по кандидатуре нового главы города за кандидата от ЛДПР Илью Житерева проголосовал лишь он сам. Второй член фракции на заседание даже не счел нужным явиться», — заметил руководитель исполкома регионального отделения «Единой России» Александр Белов.