«Мы должны сохранить веру бизнеса в то, что власть — их партнер»
Губернатор Ростовской области Василий Голубев о главных принципах взаимодействия с бизнесом
В прошлом году Донской край смог существенно укрепить позиции в ряде отраслей, даже несмотря на нестабильность российской экономики и украинский кризис. Для того чтобы сохранить положительную динамику в 2015 году, необходимо не только использовать проверенные методы, но и искать нестандартные решения, уверен Василий Голубев. О том, где находятся резервы для роста экономики, как региональные власти планируют работать с предпринимателями и инвесторами и почему давление на бизнес обязательно необходимо снижать, губернатор Ростовской области рассказал в интервью „Ъ“.
— Василий Юрьевич, прошлый год Ростовская область закончила с положительными результатами социально-экономического развития. Удастся ли сохранить набранную динамику?
— 2014 год дал нам возможность наглядно увидеть, насколько серьезным запасом стрессоустойчивости обладает донская экономика. Несмотря на множество внешних негативных факторов, в большинстве отраслей рост оказался выше, чем в среднем по России. Наиболее яркий пример — сфера строительства, где мы прибавили 16,5%, тогда как в целом по России произошло снижение объемов на 4,5%. Сельское хозяйство также показало серьезный рост — 11%, при этом по России показатели выросли только на 3,7%. Положительная динамика отмечается в промышленности — «плюс» 4,9% к прошлому году против 1,7% в целом по стране.
В то же время надо учитывать, что в 2015 году нам предстоит работать в совершенно новых социально-экономических условиях. Поэтому и шаги, которые мы предпринимаем, должны обязательно учитывать текущую ситуацию. Только так мы сможем сохранить набранные темпы. В правительстве области разработан перечень мероприятий, которые позволят нам обеспечить устойчивое развитие экономики Ростовской области.
Самая важная задача — найти новые подходы и методы, которые могли бы в современных условиях дать хороший эффект. Например, планируем активнее задействовать муниципалитеты. Им необходимо будет еще раз посмотреть на возможности развития бизнеса на своих территориях, создания новых предприятий, поддержки существующих организаций и т.д. Не можем обойти вниманием такой важный вопрос, как импортозамещение, поддержку местных производителей. Будем стимулировать разработку инновационной продукции, приглашать к сотрудничеству молодежь. Это лишь некоторые шаги, их список намного больше.
— В качестве одного из перспективных направлений вы отметили импортозамещение. Достаточно ли сейчас у донских предприятий кадровых, финансовых, технологических ресурсов, чтобы по максимуму использовать эту возможность?
— Более полугода работы в условиях санкций доказывают, что такие ресурсы есть. Так, в прошлом году мы запустили станкостроительный кластер в Азове, и сегодня он уже выпускает станки. Налажен выпуск первого в РФ грузового электровоза пятого поколения «Скиф», и хотя сегодня на НЭВЗе сложилась непростая ситуация, мы прилагаем максимум усилий, чтобы не допустить простоя предприятия. Начато производство запчастей тягового подвижного состава, импортозамещающей электронной аппаратуры. Для «Газпрома» создается пул поставщиков оборудования и комплектующих, которые будут задействованы при строительстве трубопроводов.
Заметно активизировалась донская перерабатывающая промышленность — и сегодня на прилавках все чаще можно видеть продукцию донских производителей. Кстати, весьма неплохого качества. По крайней мере, если год назад наши местные предприятия прилагали неимоверные усилия, чтобы попасть в число поставщиков крупных ритейлеров, то сейчас сами сетевики не считают зазорным обращаться к производителям, чтобы заполнить полки магазинов востребованной рынком продукцией.
Добавлю, что на территории Донского края сейчас реализуется несколько проектов, которые помогут решить вопрос импортозамещения в масштабах всей страны. Например, инвестпроект по строительству производства инкубационного яйца кур стоимостью 3,8 млрд руб., который реализует компания «Белая птица». Его проектная мощность — 155 млн штук в год. Это ровно половина от того объема, который Россия ежегодно закупает за рубежом — 300 млн штук. Или проекты ГК «Евродон» по расширению производства мяса индейки и утки. Уже сейчас холдинг выпускает в своих комплексах более 40% от общих объемов производства мяса индейки (44,5 тыс. тонн), а в ближайшие годы планирует увеличить мощности производства мяса индейки и утки до 310 тыс. тонн.
— Говоря о перспективах юга России, некоторые эксперты называют одной из точек роста региона сотрудничество с Республикой Крым и Севастополем. Насколько это актуально для Ростовской области?
— Мы возлагаем серьезные надежды на крымское направление. Между Ростовской областью и Республикой Крым уже действует соглашение о сотрудничестве, аналогичный документ готовится к подписанию с Севастополем. Мы уже приступили к реализации практических шагов — создаем крымско-донской торговый дом. Речь идет о возможности поставок в Крым товаров, которые производятся на Дону, и приобретении той продукции, которую выпускают крымские предприятия. Это выгодно обеим сторонам, поэтому в процесс активно включились областные минпром и минэкономики, а также структуры в правительстве Крыма.
— Торговый дом создается исключительно с подачи чиновников, или бизнес также поддерживает этот проект?
— Изначально это была как раз инициатива бизнеса. Предприниматели говорили, что хотели бы наладить деловые взаимоотношения с крымскими компаниями, но им катастрофически не хватает информации о возможностях сотрудничества. В рамках крымско-донского торгового дома мы организуем обмен контактами, предоставим площадку для знакомства, переговоров. Направления — самые разные, от поставок сельхозтехники, стройматериалов, топлива до развития туризма.
— Насколько сильно пошатнул позиции и перспективы Донского края военный конфликт на Украине?
— Самая главная потеря, по моему убеждению,— это хорошие отношения между русскими и украинцами, от которых выигрывали и сами люди, и экономика приграничных регионов, и обе страны в целом. Это та потеря, которую мы, наверное, очень нескоро сможем возместить. Не говоря уже о трагедии тысяч людей, которым пришлось уехать из своих родных городов. Подчеркну, что Ростовская область готова предоставить всю необходимую помощь беженцам — проживание в пунктах временного размещения, питание, медицинское обслуживание, помощь в трудоустройстве, устройство детей в детские сады, школы. Мы по-прежнему будем помогать людям как можно быстрее справиться с этой тяжелой ситуацией.
Если говорить об экономических показателях, то за последний год резко сократился объем внешней торговли с Украиной, снижение составило около 20%. Для Ростовской области это существенная доля. Надеяться на быстрое восстановление прежних значений, думаю, смысла нет. Поэтому снижение объемов торговли с Украиной мы компенсируем за счет развития экономического партнерства с другими государствами. Несмотря на санкции, даже с некоторыми европейскими странами внешнеторговый оборотсегодня увеличился, например, с Германией. Расширяем взаимодействие в рамках СНГ: с Белоруссией, Азербайджаном.
— Как поменялось позиционирование Ростовской области при работе с иностранными инвесторами? Ведь если раньше соседство с Украиной было безусловным плюсом для региона, то сейчас это воспринимается скорее как минус.
— Дело в том, что привлекательность Ростовской области для инвесторов никогда не определялась только лишь соседством с Украиной. Да, это преимущество уже утратило силу, но ведь остальные остались. Это и диверсифицированная экономика, и развитая транспортная сеть, и мощный научный потенциал, и кадровые ресурсы, и емкий внутренний рынок сбыта, и множество других факторов. Показательно, что ни один иностранный партнер не свернул проект на территории Ростовской области. Да, возможно, будут корректировки по срокам реализации, по концепции того или иного проекта, но у нас сегодня есть уверенность, что все проекты в конечном счете будут успешно закончены.
— Действующие инвесторы не уходят, но и новые не появляются…
— Думаю, пока еще рано делать конкретные выводы на этот счет. Прошло всего лишь несколько месяцев с момента, как мы стали работать в новых условиях — с изменившимся курсом рубля, высокой ключевой ставкой, менее доступными кредитами. При этом могу со всей ответственностью заявить, что динамика переговоров с инвесторами, как российскими, так и зарубежными, не замедлилась. Контакты с бизнесом или представителями регионов других государств по-прежнему есть, количество потенциальных проектов, которые находятся у нас на рассмотрении, остается стабильным. Ростовская область постоянно получает приглашения в посольства разных государств для презентации своих проектов.
Другое дело, что сегодня как никогда актуален вопрос создания благоприятного бизнес-климата для инвесторов. И многое здесь зависит от региональных властей — скорость прохождения разрешительной документации, оформление земельных участков, возможность технического присоединения к энергосетям, газу, воде, инженерным коммуникациям. Мы занимаемся этой работой не первый год, и нам удалось сформировать свою систему поддержки инвесторов, которая доказала свою эффективность на практике. Так, мы в десять раз сократили затраты инвесторов на аренду участков, полностью освободили резидентов индустриальных парков от уплаты налога на имущество, снизили на 4,5% налог на прибыль в течение пяти лет для инвесторов, реализующих проекты свыше 300 млн руб.,— и это лишь некоторые шаги. Появляются и новые решения, например, с этого года мы увеличиваем размер субсидий на создание инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства до 70%.
Мы придаем огромное значение формированию привлекательных условий для инвесторов. Мы четко прописали ответственность муниципалитетов и региональных властей, объемы и механизм предоставления льгот и субсидий. Подчеркну, что мы не отказались ни от одной из мер поддержки инвесторов, более того, будем искать возможности сделать работу на территории области еще проще, комфортнее, эффективнее.
— Выдержит ли региональный бюджет нагрузку, связанную с предоставлением льгот и субсидий, особенно с учетом растущих социальных задач?
— В долгосрочной перспективе бюджет от таких мер только выигрывает: мы подсчитали, что каждый рубль льготы инвесторам в итоге приносит 10 рублей в виде налогов. Но, конечно, необходимо правильно расставлять приоритеты. Например, сейчас мы стараемся активнее использовать механизмы ГЧП. Государство в этом случае участвует главным образом в создании определенных условий для реализации проектов, основные затраты несет бизнес. Практика показала, что такой подход более эффективен, чем обычное бюджетное финансирование, потому что участие бизнеса, который заинтересован в быстром возврате инвестиций и получении прибыли, намного ускоряет процесс. Правда, сейчас работу существенно затрудняет отсутствие федерального закона о ГЧП, но даже без него мы находим возможность реализовывать крупные социально значимые проекты в медицине, спорте, дорожном строительстве.
— Насколько, с вашей точки зрения, серьезен потенциал увеличения объема инвестиций со стороны малого и среднего бизнеса?
— Если говорить о резервах роста региональной экономики, то именно работа с МСБ, по моему убеждению, способна дать самый большой эффект. Потому что какой бы тяжелой ни была ситуация в экономике, малый и средний бизнес всегда найдет возможность получить пусть небольшую, но прибыль. Высокая скорость адаптации к меняющимся условиям — главное преимущество малого и среднего бизнеса. А если региональная власть при этом уберет лишние барьеры с его пути, то кризисные явления в экономике мы преодолеем гораздо быстрее.
Именно поэтому мы развиваем сеть многофункциональных центров в Ростовской области и увеличиваем объем предоставляемых в них услуг: бизнесмен должен получать максимум госуслуг по принципу одного окна, не тратя силы и время на хождение по разным инстанциям. Я также дал поручение просчитать возможность дополнительных преференций для МСБ, например по аренде земли. А для того, чтобы сделать более доступными заемные ресурсы для инвестиций, мы докапитализировали Гарантийный фонд области на 342,5 млн руб.
— Это, безусловно, важные вещи, однако при общении с предпринимателями чаще всего всплывает совсем другая проблема. Многие бизнесмены отмечают, что по сравнению с другими регионами в ЮФО и СКФО наблюдается более сильное давление правоохранительных и судебных органов, и в наибольшей степени от этого страдает именно МСБ.
— Если люди об этом говорят, значит, основания для этого имеются. Однако это проблема не только двух названных округов — я работал в Подмосковье, этот вопрос не раз поднимался и там.
Моя позиция по этому поводу однозначна — административного давления на бизнес быть не должно. Наша задача — позволить бизнесу максимально проявлять инициативу, а не убивать ее постоянными проверками, еще не дав предпринимателям толком встать на ноги. И уже можно говорить о конкретных результатах: например, по сравнению с 2013-м, в прошлом году в области в два раза сократилось число проверок налоговых органов, Роспотребнадзора, Госпожнадзора. Кроме того, я предложил представителям правоохранительных органов при выявлении каких-то нарушений в работе бизнеса ограничиваться минимально прописанным по закону наказанием. Сейчас этот вопрос прорабатывается.
— А что делать предпринимателям, которые на собственном опыте столкнулись с произволом полиции, прокуратуры?
— Специально для таких случаев в регионе создан институт уполномоченного по правам бизнеса. В 2014 году в его адрес поступило более 200 обращений — по бездействию административных органов, земельным спорам, уголовному преследованию. И по 70% жалоб были приняты меры. То есть это совершенно реальный и эффективный инструмент защиты предпринимателей.
— Еще одна частая претензия к властям региона со стороны бизнесменов — это практика «ручного управления». Преимущества в виде льгот и субсидий получают не те компании, чей продукт наиболее конкурентоспособен на рынке, а те, у руководителей которых есть возможность пробиться в кабинет к нужному чиновнику.
— Соглашусь только отчасти. У бюджета просто нет возможности предоставить поддержку каждому предпринимателю. И чтобы получить субсидии на какие-либо цели, действительно приходится идти в кабинеты к чиновникам и доказывать, что твой проект устойчивый, прибыльный, а при условии дополнительного финансирования может принести еще большую отдачу.
Однако ошибкой будет думать, что поддержка доступна лишь избранному кругу бизнесменов. Стартовые условия одинаковы для всех, каждый предприниматель может подать заявку, если его проект отвечает определенным критериям. Более того, эти критерии мы разрабатываем совместно с представителями бизнеса. Например, правила вхождения в «губернаторскую сотню инвестпроектов» были придуманы не лично мною или моими замами, а приняты в результате обсуждения с бизнесменами, независимыми экспертами.
В идеале, конечно, этот процесс должен быть системным и не зависеть от того, кто именно в данный момент занимает тот или иной пост. Мы к этому идем, но такая задача требует времени. Давайте, например, вернемся на четыре-пять лет назад, когда в Ростовской области были очень слабые механизмы господдержки инвесторов, не было Совета по инвестициям, а объем инвестиций в экономику был заметно меньше. Не думаю, что тогда донским предпринимателям было проще работать.
Добавлю также, что наши усилия по налаживанию благоприятного климата не остались незамеченными, опыт Донского края востребован и в других субъектах РФ. Я недавно выступал перед главами российских регионов с докладом о лучших практиках, в том числе о реализации пилотного проекта по сокращению разрешительных процедур в строительстве, который мы внедрили совместно с Агентством стратегических инициатив. И ряд губернаторов попросили предоставить более подробные материалы по этому проекту.
— Новые практики будут внедряться?
— Безусловно, однако для того, чтобы они оказались по-настоящему эффективными, следует организовать постоянный диалог между властью и бизнесом, причем бизнесом любого уровня. Сегодня особенно важно сохранить веру бизнеса в то, что власть — их партнер. Я не устаю повторять, что задача органов власти— перейти от регулирования к сотрудничеству. В разрезе конкретных муниципалитетов это означает, что главы муниципальных образований должны практически ежедневно общаться с предпринимателями, быть в курсе их проблем и сложностей, обсуждать возможные выходы из трудных ситуаций.
Многое зависит и от бизнеса: при разработке каждой госпрограммы, в том числе плана устойчивого развития региона, мы обязательно привлекаем к обсуждению предпринимателей. Важно, чтобы бизнес был активен, выдвигал свои идеи и предложения, которые в итоге будут учитываться в этих программах. Другими словами, общение власти и бизнеса должно стать системой. Только это позволит нам найти новые нестандартные решения и сохранить набранные в прошлом году темпы роста экономики.
Личное дело Василий Юрьевич Голубев
Родился в станице Ермаковской Тацинского района Ростовской области 30 января 1957 года.
В 1980 году окончил Московский институт управления им. С. Орджоникидзе по специальности «инженер-экономист». По распределению был направлен в подмосковный город Видное. Свой трудовой путь начал на Видновском грузовом автопредприятии, откуда был выдвинут на руководящую работу в партийные органы. В 1991 году назначен, а в 1996-м избран главой Ленинского района Московской области. С апреля 1999 года занимал пост вице-губернатора Московской области, с марта 2000 года — первого заместителя председателя правительства Подмосковья. Курировал вопросы развития научно-промышленного комплекса, сельского хозяйства и продовольствия, жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики, строительного комплекса Московской области.
В декабре 2003 года вновь избран главой Ленинского района Московской области, в марте 2008 года переизбран на очередной срок. 21 мая 2010 года по представлению президента РФ наделен депутатами Законодательного собрания Ростовской области полномочиями главы администрации (губернатора) Ростовской области.
Государственные награды: орден Почета, орден Дружбы, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени и многие другие.