Прокуратура и церковь вслушались в Вагнера
Создателей «Тангейзера» в Новосибирском театре подозревают в осквернении религиозных ценностей
Оперу «Тангейзер» Рихарда Вагнера, поставленную в Новосибирске местным режиссером Тимофеем Кулябиным, высоко оценили не только критики и знатоки, но и обычные зрители. Однако иерархи новосибирской митрополии Русской православной церкви (РПЦ) и правоохранительные органы не разделили всеобщий энтузиазм — после обращения новосибирского митрополита прокуратура возбудила административное дело об осквернении предметов религиозного культа.
Премьера оперы «Тангейзер» состоялась в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета (НГАТОиБ) в декабре прошлого года. Спектакль поставил Тимофей Кулябин, радикально осовременив сюжет. Постановщик превратил Тангейзера в кинорежиссера, а состязания певцов в Вартбурге — в кинофестиваль. На этом фестивале герой представляет свой скандальный фильм «Венерин грот», в котором рассказывается о молодых годах Иисуса, которые тот якобы провел в наслаждениях в Венерином гроте. По замыслу авторов новосибирской постановки, фильм Тангейзера вызывает возмущение именитых режиссеров, которые прогоняют с фестиваля своего вольнодумного собрата.
Спектакль получил восторженные отзывы критиков, «Ъ» включил его в десятку лучших оперных и балетных премьер России 2014 года. К сегодняшнему дню «Тангейзера» посмотрели около 3 тыс. зрителей. Однако местные иерархи РПЦ во главе с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном не разглядели в спектакле заявленную режиссером «тему экзистенциального человеческого одиночества», зато хорошо рассмотрели эпизод из крамольного «фильма», в котором Иисус гладит Венеру по обнаженному бедру в окружении девушек топлес.
27 января Тихон направил заявление в прокуратуру Новосибирска, инкриминировав постановке использование церковной символики не по назначению. Ранее митрополит, комментируя содержание ряда театральных спектаклей, включая «Тангейзер», говорил, что «культура развивается со всем обществом, новые тенденции остановить невозможно, но у нас есть закон, который говорит о правах верующих людей». О протестах других христианских общин Новосибирска по поводу «Тангейзера» пока ничего не известно.
Как рассказали в прокуратуре, проверка заявления митрополита длилась около месяца: были рассмотрены, в частности, буклет, рекламные материалы и видеозапись спектакля. Вчера в результате этой проверки заместитель городского прокурора Игорь Стасюлис возбудил дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.26 КоАП (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение) в отношении директора НГАТОиБа Бориса Мездрича и режиссера-постановщика Тимофея Кулябина. В прокуратуре считают, что, допустив спектакль до публичного просмотра, они «публично осквернили предмет религиозного почитания в христианстве — евангельский образ Иисуса Христа». Дело будет рассматривать мировой суд Центрального района, который может оштрафовать виновного на сумму до 200 тыс. руб.
Кроме того, управление СКР по Новосибирской области начало доследственную проверку обращений четырех (на сегодняшний день) граждан и представителей общественности (организация «Народный собор»), расценивающих постановку спектакля как оскорбляющую религиозные чувства верующих. По данным «Ъ», идет проверка по поводу наличия признаков состава преступления по ч. 1 ст. 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, максимальное наказание — лишение свободы сроком на один год).
«Пребывание христианского рыцаря в Венерином гроте — это великий грех, требующий великого раскаяния и великой жертвы. Так это рассказано и в оригинальной средневековой поэме, и в опере Вагнера»,— говорит Тимофей Кулябин. По его мнению, «люди, которые видят в этом спектакле выпад против христианских ценностей, не очень внимательно отнеслись и к сюжету новой постановки, и к тому, что имелось в виду в оригинальном либретто».
В свою очередь, Борис Мездрич вчера сообщил, что театр не намерен убирать спектакль из репертуара. Он не исключил, что в постановку могут быть внесены изменения. При этом директор театра подчеркнул, что это может произойти только после согласования с постановочной группой, за которой и останется последнее слово.