Правила игры
разбирает корреспондент отдела финансов Валерия Францева
С тех пор как в конце прошлого года были приняты поправки к закону "Об аудиторской деятельности", повысившие минимальную численность аудиторов в саморегулируемых организациях (СРО) с 700 до 10 тыс. человек, а в аудиторских компаниях — с 500 до 2 тыс. человек к 2017 году, на рынке саморегулирования аудита началась легкая паника. Ни одна из действующих аудиторских СРО оказалась не готова к новым требованиям, и в результате за аудиторов между СРО развернулась настоящая борьба.
Сначала аудиторские СРО попытались решить вопрос концептуально: путем объединения себя и своих членов. В частности, уже к концу минувшего декабря о таких планах заявили СРО "Институт профессиональных аудиторов", Московская аудиторская палата и аудиторская ассоциация "Содружество". Еще две СРО — Российская коллегия аудиторов и Аудиторская палата России — также обсуждают возможность создания совместной СРО. Однако на практике идея объединения СРО оказалась труднореализуемой — мирно разделить руководящие посты, зарплаты и даже определить названия объединяемых СРО оказалось не так-то просто. Да и затраты на проведение очных собраний аудиторов для принятия соответствующих решений колются.
Но кто бы с кем ни объединялся, очевидно, что максимум выгоды в ходе реорганизации получит самая крупная из объединяемых СРО. Неудивительно, что, осознав это, СРО начали пытаться активно нарастить членские базы. Решать проблему оперативного увеличения количества членов все пытаются примерно одинаково, делая акцент на материальном аспекте, например отменяя для аудиторов ряд комиссий и взносов. В первую очередь СРО оказались готовы пожертвовать вступительными взносами и взносами за входной контроль. Впрочем, это вряд ли им поможет. Экономия для аудиторов на этих взносах невелика — около 1 тыс. руб. для аудиторов-физлиц и порядка 10 тыс. руб. для аудиторских компаний, сами взносы платятся единоразово, а если не менять СРО, то тратиться на них и вовсе не придется.
Гораздо более ощутимы расходы аудиторских компаний на ежегодные членские взносы (они могут достигать нескольких сотен тысяч рублей в зависимости от размера компании), но снижать их, а значит, и урезать свои доходы СРО пока жалко.
В такой ситуации аудиторы не видят особой выгоды в смене членства в одной СРО на другую и вполне логично занимают выжидательную позицию. Тем более что время до 2017 года есть, а за него и состав альянсов аудиторских СРО может поменяться, и перечень предлагаемых за членство льгот — заметно расшириться. Главное — чтобы в результате не снизился и так не слишком пристальный контроль СРО за качеством оказываемых аудиторами услуг.