Водителям разрешат постоять на своем
Госдума отменяет эвакуацию автомобилей в ряде случаев
Госдума намерена отменить эвакуацию машин, которая сейчас применяется в качестве обеспечительной меры в ряде случаев нарушений ПДД, а размер штрафов для нарушителей уменьшить с 3 тыс. до 2 тыс. руб. Таковы положения законопроекта, подготовленного депутатами "Единой России" и "Справедливой России". Таким образом парламентарии откликнулись на призыв президента Владимира Путина применять эвакуацию "в меру" и не использовать против водителей "запредельные" штрафные санкции.
Авторами поправок в КоАП являются депутаты Вячеслав Лысаков ("Единая Россия"), Евгений Москвичев (глава комитета по транспорту, "Единая Россия"), Олег Нилов ("Справедливая Россия") и другие. Они предложили отменить эвакуацию, которая применяется в качестве обеспечительной меры в ряде случаев нарушений ПДД (они прописаны в ст. 27.13 КоАП). На штрафстоянку не будут перемещать машины, стоящие под запрещающим знаком в Москве и Санкт-Петербурге (п. 4 и 5 ст. 12.16 КоАП), нарушителям может грозить только штраф. А вот за стоянку на местах для инвалидов (п. 2 ст. 12.19 КоАП), наоборот, предложено эвакуацию ввести. В случаях, когда машина припаркована на трамвайных путях, автобусной остановке, во втором ряду (запрещающего знака в этих случаях может и не быть, но запрет на стоянку в этих местах прописан в 12-й главе ПДД), машина также будет отправлена на штрафстоянку.
Меняется и сама процедура эвакуации. В частности, должностное лицо (например, инспектор Московской административной дорожной инспекции) должно после составления протокола о задержании автомобиля дождаться отъезда погрузчика на штрафстоянку. "Бывают случаи, когда инспектор составляет протокол, дает команду эвакуаторщику грузить автомобиль, а сам уходит,— пояснил "Ъ" господин Лысаков.— В это время приходит владелец машины, требует снять автомобиль с эвакуатора, а сделать это без инспектора уже нельзя". Таким образом, пояснил "Ъ" депутат, гарантируется возможность возврата автомобиля до начала перемещения.
Именно попытка вернуть машину в подобной ситуации обернулась громким скандалом осенью 2014 года. Москвич Константин Алтухов просидел 22 часа в своем автомобиле, помещенном на погрузчик. После этого депутаты и решили разработать законопроект, уточняющий механизм работы эвакуаторов. В первом чтении документ приняли 19 декабря ("Ъ" сообщал об этом). Тогда же тему затронул президент Владимир Путин. "Произвола быть не должно, все должно быть в меру, в рамках правил, а эти правила должны приниматься публично и, если надо, выноситься на суд общественности,— заявил он на ежегодной пресс-конференции.— Нормы штрафов не должны быть запредельными, должны соответствовать уровню доходов". После заявления президента документ был основательно доработан, в ближайшее время он будет рассмотрен на заседании комитета по госстроительству, а затем вынесен на второе чтение.
Следуя пожеланию главы государства, депутаты предлагают снизить и штрафные санкции. К примеру, вводится штрафная "вилка" 2-3 тыс. руб. за стоянку под запрещающим знаком в Москве и Петербурге (вместо безальтернативной санкции 3 тыс. руб.). "Мы исходим из того, что экономическая ситуация в стране сложная, нужно относиться к водителям лояльнее,— пояснил "Ъ" господин Лысаков.— Если нарушение зафиксировано в первый раз, можно применить и минимальную санкцию, если нарушитель злостный — максимальную". При этом, по его словам, в случае автоматической фиксации нарушений (в Москве нарушителей правил парковки выявляют именно таким образом) владельцам автомобилей будет приходить по почте минимальный штраф.
Разработку правил эвакуации парламентарии намерены передать с регионального на федеральный уровень (правительству РФ) с 1 июля 2015 года. "Сейчас каждый регион фантазирует как хочет,— говорит Вячеслав Лысаков.— Москва почему-то привязала тарифы на эвакуацию к мощности, в остальных регионах устроено иначе. Кто-то должен унифицировать правила, установить единые ориентиры".
Законопроект также меняет регулирование, не связанное с правилами парковки. В частности, штраф 500 руб. и эвакуация авто вводится для владельцев автомобилей, зарегистрированных в другой стране, которые не соблюдают таможенные правила. По словам господина Лысакова, эта мера направлена на борьбу с "нелегальными таксистами из Прибалтики, которые купили автомобиль на $200-300", при этом не несут ответственности за нарушения, поскольку автоматические камеры зарубежные номера не распознают.
В ГИБДД РФ "Ъ" заявили, что поправок господина Лысакова не видели. Столичные власти, выступающие за жесткую борьбу с нарушителями, скептически отнеслись к инициативе. В пресс-службе ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" считают, что документ "направлен на создание комфортных условий для водителей в ущерб общественно-публичным государственным интересам". В ведомстве говорят, что запрет стоянки вводится на тех улицах, где затруднено движение автомобилей, поэтому "законодатель вполне логично и обоснованно предусмотрел возможность переместить автомобиль, ухудшающий пропускную способность". Идею передать регулирование эвакуации на федеральный уровень в ГКУ сочли также "нецелесообразной", поскольку это не позволит учитывать "местные особенности". В ведомстве напомнили, что ранее порядок задержания уже регулировался на федеральном уровне, а затем был передан в ведение субъектов РФ.