Барак Обама готовится не слушать премьера Израиля
В Белом доме считают выступление Биньямина Нетаньяху в Конгрессе нежелательным
Визит премьера Израиля Биньямина Нетаньяху в Вашингтон, запланированный на начало марта, уже приобрел скандальный характер. Советник президента США Сюзан Райс дала понять: поездка не была согласована с Белым домом и может серьезно навредить отношениям двух стран. Нетаньяху не скрывает, что попытается убедить американских законодателей в необходимости жесткого противостояния планам "шестерки" и Тегерана по урегулированию иранской ядерной проблемы. В Белом доме же по-прежнему исходят из того, что до 24 марта — крайнего срока, определенного переговорщиками,— рамочное соглашение с Ираном может и должно быть заключено.
О том, что визит премьера Нетаньяху "не только прискорбен, но и разрушает отношения двух стран", советник президента США по нацбезопасности Сюзан Райс заявила в эфире телеканала PBS. Она напомнила, что вопросы отношений с Израилем всегда решались демократами и консерваторами консенсусом, и добавила: "Этого принципа следует придерживаться. Думаю, что и Израиль этого хочет".
Биньямин Нетаньяху приедет в Вашингтон по приглашению спикера Палаты представителей, республиканца Джона Бейнера. 3 марта израильский премьер выступит в Конгрессе с речью об опасности готовящегося соглашения между шестеркой международных посредников и Тегераном. Президент США Барак Обама и многие его соратники по Демпартии из числа законодателей на выступлении Нетаньяху присутствовать не будут. Двое сенаторов — Дик Дурбин и Дайан Файнстайн — пригласили израильского премьера на закрытую встречу с членами Демпартии, но тот ответил отказом. Свое решение премьер объяснил желанием избежать новых обвинений в пристрастности, но его слова вызвали противоположный эффект: сенатор Дурбин заявил, что гость упустил шанс "сбалансировать приглашение спикера Бейнера, спровоцировавшее политические распри".
В Израиле грядущее выступление Биньямина Нетаньяху перед Конгрессом США обсуждают уже месяц. Политические оппоненты премьера заподозрили в нем предвыборный ход — особенно после того, как запланированное на середину февраля событие было перенесено на начало марта, поближе к дате досрочных выборов, намеченных на 17 марта. Многие в Израиле трактуют выступление премьера в Конгрессе как попытку повторить успех 2013 года, когда иранская ядерная программа была ключевым элементом его предвыборной кампании. "Выступление премьера может повлиять на распределение голосов на предстоящих выборах среди представителей правого лагеря, для которого безопасность остается ключевой темой",— заверил "Ъ" эксперт Института Ближнего Востока Зеев Ханин.
"От выступления Нетаньяху едва ли стоит ждать новых фактов, связанных с иранской ядерной программой. Скорее всего, слушателей ждет эмоциональное повторение не раз озвученных аргументов,— заявил "Ъ" эксперт ПИР-центра Андрей Баклицкий.— Кроме того, недавние публикации показывают, что премьер готов преувеличивать иранскую угрозу даже в противоречии с информацией собственной разведки". В понедельник телеканал Al Jazeera и британская The Guardian сообщили: в 2012 году израильский премьер с трибуны Генассамблеи ООН утверждал, что Иран в состоянии уже через год создать ядерное оружие, хотя и знал, что израильская разведка "Моссад" так не считает.
Сам Нетаньяху комментирует предстоящее выступление в Конгрессе чуть ли не ежедневно. Во вторник он заявил, что Конгресс — "последняя надежда" на то, чтобы остановить угрожающую существованию Израиля ядерную программу Ирана. А возглавляемая премьером партия "Ликуд" обратилась к оппонентам с просьбой поддержать его в деле государственной важности, забыв о предвыборных разногласиях.
"В Израиле и коалиция, и оппозиция придерживаются единого мнения по поводу иранской угрозы,— заявил лидер оппозиционной партии "Авода" Ицхак Херцог.— Но я, в отличие от премьера, верю в открытую и честную дискуссию с американской администрацией по этому вопросу. А также в сотрудничество с "шестеркой". Речь Нетаньяху в Конгрессе — большая ошибка".
Впрочем, перспективы успешного завершения переговоров "шестерки" и Ирана в любом случае остаются туманными. Рамочное соглашение должно быть подписано до конца марта, а постоянно действующее — к 1 июля. Во вторник по итогам очередного раунда переговоров госсекретарь США Джон Керри выразил надежду на то, что "скоро станет известно, собирается ли Иран составить приемлемый, подлежащий верификации план". Заместитель главы иранского МИДа Аббас Арагчи же предупредил: говорить о том, что стороны близки к заключению соглашения, рано. Основные разногласия связаны с параметрами ограничения ядерной программы Ирана (в частности, разрешенным числом центрифуг) и механизмом снятия санкций. Новое заседание "шестерки" и Ирана на уровне политдиректоров пройдет 2 марта.