Держи экран шире
Российское кино будет дешевле и реже
В условиях кризиса Минкульт решил пересмотреть подход к регулированию российской киноиндустрии. В этом году государство сократит ее финансирование примерно на 500 млн руб., сэкономив на авторском кино и фестивалях. Зато министерство откажется от идеи введения квот на российское кино и обещает не вмешиваться без необходимости в график релизов.
В 2015 году планируется сократить государственную поддержку кинематографа, заявил вчера на пресс-конференции в ТАСС директор департамента кинематографии Минкульта Вячеслав Тельнов. Речь идет примерно о 500 млн руб., уточнил он "Ъ". Таким образом, общий объем господдержки может составить около 5,5 млрд руб., тогда как в 2014 году в плане было около 6 млрд руб. Как следует из отчета на сайте Минкульта, фактический уровень господдержки кино в 2014 году оказался больше этой суммы, составив около 6,5 млрд руб. В конце прошлого года министерство получило дополнительные средства, объясняет господин Тельнов, не исключая, что это же произойдет и в 2015 году.
Фонд кино, ориентированный на поддержку фильмов с коммерческим потенциалом, в этом году, как и в прошлом, распределит 3 млрд руб. Сократятся только средства, которые выделяются напрямую через Минкульт и идут на авторское, дебютное, документальное кино, анимацию и фестивали. "Все направления продолжат развиваться. Мы будем в ручном порядке определять сокращения по мере значимости и штучно подходить к каждому проекту",— уточнил Вячеслав Тельнов.
При поддержке Минкульта и Фонда кино в прошлом году было завершено 96 игровых и 155 анимационных фильмов, проведено 62 кинофестиваля в 34 регионах страны и 30 мероприятий по продвижению за рубежом, сказано в отчете министерства. При поддержке Минкульта снимались в том числе номинированный на "Оскар" "Левиафан" Андрея Звягинцева, получившие приз за лучшую режиссуру в Венеции "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Андрея Кончаловского, а также призер нескольких менее крупных кинофестивалей "Дурак" Юрия Быкова.
При этом Минкульт решил отказаться от введения квот на обязательный показ российского кино в прокате, заявил вчера в ТАСС глава министерства Владимир Мединский. "Кинотеатры попали в непростую экономическую ситуацию, связанную с курсом доллара. У некоторых аренда была зафиксирована в валюте, и в этой ситуации настаивать на квотировании — плохая идея. Квотирование, безусловно, хотя и опосредованно и временно, но ударит по кинотеатрам",— пояснил он. Доля и количество зрителей российского кино не уменьшаются, поэтому в нынешней ситуации этот вопрос даже не поднимается, добавляет господин Тельнов. В прошлом году доля отечественного кино второй год подряд превысила 18%, российские фильмы посмотрели 34 млн человек, а их сборы составили почти 8 млрд руб., подтверждает исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев.
Кроме того, глава Минкульта пообещал не вмешиваться в график выхода фильмов, за исключением "редких" случаев, когда сами компании не смогут договориться между собой, в результате чего "ущемляются отечественные релизы". Как сообщал ранее "Ъ", механизм такого вмешательства Минкульт прорабатывал в конце прошлого года. "Надо искать пути синергии. У всех дистрибуторов, включая Sony, Universal и Paramount, есть как российское, так и зарубежное кино. И например, трейлер нашего "Духless-2" подклеен к "50 оттенкам серого", дистрибутор ставит его перед началом сеанса, что нам очень выгодно",— рассказывает совладелец Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский. С его точки зрения, регулировать отрасль нужно не запретительными мерами, а стимулированием производства и льготами. "Система управления релизами очень сложная, потому что выход одного фильма начинает двигать дистрибуционный цикл еще десятков картин, выстраивает массу игроков с разными пакетами",— резюмирует он.