"Киев по-прежнему держит под прицелом позиции ополченцев"
Контактная группа по Украине отмечает снижение интенсивности обстрелов в Донбассе. Об этом сообщили в фонде экс-президента Украины Леонида Кучмы по итогам переговоров. Корреспондент газеты "Донецкий кряж" Игорь Сычев обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Натальей Ждановой.
В среду зафиксировано только два обстрела из легких орудий, сообщает фонд. Кроме того, полпред самопровозглашенной ДНР Денис Пушилин заявил, что ополченцы продолжают отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения.
— Вначале расскажите, как прошли минувшие сутки в Донецке, были ли в самом городе и на окраинах, может быть, слышны выстрелы?
— В Донецке было относительно тихо, были только одиночные выстрелы в традиционном направлении, где Пески и Авдеевка. А по итогам суток самое крупное боевое столкновение, если считать с 22 февраля, произошло на территории Луганской народной республики в районе поселков Бахмутка, Крымское на так называемых номерных блокпостах: 37-й, 28-й, 29-й. По предварительным данным, там потери украинской стороны составили 15 человек, у ополченцев семь человек раненых. Также в среду днем был бой у поселка Широкино — это новоазовское направление на южном фронте.
— Это информация ополченцев, да? А кто развязал бой, с чем это вообще все связано?
— Связано с тем, что украинская сторона так и не начала пока отвод техники и вооружения. Это будет главным вопросом четверга — начнется ли он вообще. Они по-прежнему держат под прицелом позиции ополченцев, в том числе из тяжелого оружия. Кроме того, у них, наверное, по-прежнему работают наводчики, в частности, стрельба, которая была по кортежу министра обороны Владимира Кононова в среду, — скорее всего, это тоже выследил какой-то наводчик, потому что, когда министр уже собирался выезжать из аэропорта, был открыт прицельный огонь.
— Но, согласно договоренностям, Киев должен отвести свое вооружение после того, как это сделают представители ополчения.
— Да он сам себе присвоил право судить, а когда ополченцы это отведут, он же не установил никакой конкретной даты. Вот сказали, что они и сегодня не отвели, и завтра не отвели, — и так вопрос перейдет в какую-то такую непонятную затянувшуюся плоскость.
— А ополченцы-то отводят? Можно наблюдать, как они отводят свою технику, и понятно вообще, куда она перемещается, потому что опять же Киев заявляет, что это просто некое перемещение, а не отвод.
— Перемещением больше они занимаются — они, наоборот, перемещают свою технику под Артемовском, в районе Докучаевска, отвода они сами даже не подтверждают. Ополченцы отводят. Я в среду называл несколько населенных пунктов — это вглубь контролируемых территорий примерно на 50 км.
— Еще что касается наблюдателей, в четверг "Коммерсантъ" сообщал о том, что стороны конфликта на Украине пока не представили миссии ОБСЕ планов отвода, данных, которые необходимы для наблюдения за отводом тяжелых вооружений. Об этом заявил представитель миссии Майкл Боцюркив. Что по этому поводу говорит ополчение, есть ли вообще этот план, могут ли наблюдателям предоставить эти сведения?
— Ополченцы говорят то, что миссия ОБСЕ требует такой план от донецкой и луганской стороны, но от украинской стороны почему-то не требует. Просто ограничивается фиксацией положения дел на фронте, а поскольку, наверное, все-таки ополченцы начали отвод, от них требуют какой-то подробный план.
— Ну правильно, наблюдатели должны же понимать, что происходит — сейчас они фиксируют именно перемещение, о чем говорит Боцюркив, они могут фиксировать передвижение техники в зоне конфликта, но не ее отвод, то есть они не понимают, куда эта техника направляется, где она будет дальше находиться.
— Вообще-то говоря, они могут и поездить, и понаблюдать, куда она отводится, тем более что не такие уж большие расстояния. Тем более, все равно игра какая-то идет в одни и те же ворота — от украинской стороны вообще ничего не требуют, хотя с 22 числа они также должны отводить.
— Нет, почему? Боцюркив говорит, что от Киева тоже ничего не получено, он об этом упоминает в интервью "Коммерсанту".
— От Киева, наверное, вряд ли они что-нибудь вообще в ближайшее время получат.
— Вы сказали о том, что есть некий план на четверг, план работы. Может быть, уже известно, что там будут заявлять ополченцы? Они собираются требовать от Киева разъяснения, что они делают с тяжелой техникой?
— Днем раньше было заявление Захарченко и Плотницкого, потому что прошло два дня, республики спецтехнику отводят, назвали даже цифру — 400 единиц, а от Киева — ничего. Возникает вопрос: как это понимать, будут ли они вообще отводить? Потому что не Киев же находится под прицелом, а находятся Донецк и Луганск, так что здесь изначально положение неравное.
— Помимо заявлений они какие-то действия собираются предпринимать? Я так понимаю, вы говорите о представителях Донецкой народной республики?
— Они сказали, что будут продолжать выполнять минские соглашения, но ждут взаимности от противоположной стороны.
— Звучали предположения о том, что нужно срочно созывать новую минскую встречу в формате контактной группы, какие-то такие решения принимаются вообще?
— Нет, официально о таких решениях неизвестно — есть просто предложение созвать, но, по всей видимости, ее ни в четверг, ни в пятницу не будет.